О культуре питания, его концепции в традиционной восточной медицине, о разработке оздоровительных программ на основе коррекции питания в Центре восточной медицины мы решили поговорить с заслуженным врачом Республики Бурятия, кандидатом медицинских наук ЕЛЕНОЙ БАРТАНОВОЙ. Она – специалист по нутрициологии, заведует отделением восстановительного лечения в ГАУЗ «РКЛРЦ «Центр восточной медицины» и ведет курсы по медицинской реабилитации и традиционной медицине в Медицинском институте БГУ.
О КОНЦЕПЦИИ ПИТАНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЕ
— Идея тибетской медицины о зависимости физиологических процессов, происходящих внутри человека от системы питания, образа жизни человека и природно-климатических условий проживания, пронизывает все теоретические и практические части понимания здоровья и болезни. Одно из основных понятий, объясняющих зависимость состояния здоровья от питания, относится к «внутренней теплоте». По «Чжуд-ши» оно описывается следующим образом «Внутренняя теплота: суть — желчь, посредством которой переваривается и усваивается пища. Если сила ее велика, то питательные соки пробегают, не успевая передать себя организму… Если сила ее мала, то пища не переваривается». Отсюда видно, что внутренняя теплота определяет возможность организма усваивать и переваривать пищу, от нее зависит характер дальнейших процессов, происходящих в организме. Но, в свою очередь, состояние внутренней теплоты формируется характером питания человека и природноклиматическими условиями проживания. Поэтому, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой, восточная медицина предлагает в различных условиях различную пищу.
В восточной медицине пища разделяется на «теплую» и «прохладную», также и болезни бывают «холодными» и «теплыми» — это специфические характеристики, не относящиеся к показателям термометрии. Например, вода обладает «прохладными» свойствами, и избыточное употребление воды до 2 —3 литров в день (у некоторых людей) может привести к преобладанию состояния «холода» в организме, длительно существующий дисбаланс, в свою очередь, может спровоцировать возникновение болезней «холода». Согласно восточной медицине, самое главное — не допускать чрезмерного избытка «холода» или «жара» в организме. В наше время у большинства людей организм «охлажден». Основной причиной такого явления считается образ жизни и питания человека, а также свойства одежды. Охлаждение организма приводит к болезням холода, таким как болезни почек, суставов, синуситы, бронхиты, пневмонии и др. В трактате «Чжуд-ши» написано, что первое условие для сохранения здоровья – это питание, адекватное конституции человека, сезону года, условиям проживания и образу жизни.
О СТРАТЕГИИ ЗДОРОВЬЯ
— В основе представлений тибетской медицины лежит учение о трех жизненных началах (трех «доши»): это «Ветер», «Желчь», «Слизь». В современной интерпретации «доши», предположительно, соответствуют определенным системам организма: «Ветер» – нервной системе, «Желчь» – пищеварительной системе, «Слизь» – лимфатической и эндокринной системам. Доши формируют наше тело, и, в зависимости от преобладания того или иного жизненного начала, выделяют три типа конституции человека: «Ветер», «Желчь», «Слизь». Согласно тибетской медицине, причина всех заболеваний кроется в нарушениях равновесия между тремя регулирующими системами организма. При развитии заболевания лечение проводилось за счет питания, рекомендаций по образу жизни, фитотерапии и процедурам (иглы, массаж, прижигания, кровопускания). Питание назначалось с целью коррекции (регуляции) трех жизненных начал.
Кроме состояния дош, тибетская медицина учитывает шесть «вкусов»: сладкий, кислый, соленый, горький, жгучий, вяжущий. Все продукты питания, кроме «холодных» и «теплых» свойств, подразделяются еще и по вкусам. Вкусы бывают первичные и вторичные. В процессе пищеварения первичные вкусы приобретают 17 (а по некоторым другим трактатам, например, «Вайдурья-онбо», — 19 и даже 20) вторичных свойств, таких как мягкость, тяжесть, теплота, маслянистость, крепость, холодность, тупость, прохладность, податливость, жидкость, сухость, белесость, жар, легкость, острота, жесткость, подвижность. И весь ход событий в организме, начиная с момента поступления пищевых продуктов в организм и до конечного эффекта в тканях и органах, изложен через представления о первичных и вторичных вкусах, свойствах и действиях пищевых продуктов. В «Чжуд-ши» описаны биологические и лечебные эффекты каждого из шести первичных вкусов, кроме того, приведены результаты их действия при поступлении в организм в избыточных количествах. Например, «сладкое» или «приятное на вкус» (не сахаросодержащее!) укрепляет, увеличивает силы тела, оно полезно старикам, детям, истощенным, при болезнях горла и легких, дает телу крепость, затягивает раны, улучшает цвет, обостряет восприятие, удлиняет жизнь, питает, изгоняет яды, ветер и желчь. Но избыток сладкого порождает слизь, ожирение, угнетает тепло, тело толстеет, появляется мочеизнурение, зоб и рмен-бу» («Чжуд-ши»). Учение о вкусах дает информацию о процессе преобразования пищевых продуктов в организме. Подобная информация биологического плана, заложенная в тибетской системе, весьма интересна и актуальна для использования в современной медицинской практике.
О ПУТЯХ ИНТЕГРАЦИИ ВОСТОКА И ЗАПАДА
— В настоящее время развивается теория «адекватного питания», основной постулат которой о том, что пища не только источник строительных материалов для тела, но и регулятор общего состояния организма, и характер питания должен соответствовать индивидуальным потребностям человека. Анализируя теорию адекватного питания и питания по типам конституции в восточной медицине, мы видим, что современная «теория адекватного питания», ее позиция о роли питания для формирования внутренней среды нашего организма совпадает с представлениями древних медиков. Путь интеграции знаний западной и традиционной восточной диетологии кроется в изучении и применении конституционального питания, т.е. питания в соответствии с типом конституции человека. Такой подход к оценке питания дает более широкое представление влияния пищи на наш организм и на наши поведенческие реакции. Правильно подобранное питание, согласно восточной медицине, способно регулировать не только физическое состояние тела, но и состояние ума. Например, при избытке «Слизи» в организме необходимы продукты с «теплыми» свойствами, а также с кислым вкусом, которые подавляют «Слизь», уменьшение «Слизи», в свою очередь, ведет к появлению большей активности, увеличивается «острота ума», улучшается эмоциональное состояние.
Традиционные медицинские системы рассматривают человека во взаимосвязи тела, ума и энергии, что весьма логично и современно. Например, в медицинской реабилитации развивается биопсихосоциальная модель лечения пациента, т.е. учитывается физическое состояние тела, психологические особенности пациента и адаптация индивидуума в социуме. С точки зрения целостного подхода «лечить не болезнь, а человека» – изучение и перевод позиций восточной медицины на язык современных терминов может помочь в поиске и разработке эффективных технологий лечения и профилактики различных заболеваний.
ОБ ОПЫТЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
— В Центре восточной медицины мы разработали медицинские технологии, в основе которых лежит питание согласно конституции человека. Это оздоровительная программа детоксикации и снижения веса (исключено эндокринное ожирение) и программа реабилитации часто болеющих детей. Краткая суть программ: коррекция пищевого поведения, питание согласно типу конституции, коррекция микробиоты, поэтапное курсовое назначение фитотерапии. В результате прохождения программы снижения веса наши пациенты отмечают улучшение общего самочувствия, прилив энергии, бодрость, повышение активности, а также постепенное снижение веса в среднем на четыре килограмма в месяц. По данным результатов реабилитации часто болеющих детей, положительный эффект был достигнут в 95,3% случаев.
О ВОССТАНОВЛЕНИИ ПОСЛЕ COVID-19
— Согласно современным представлениям, кишечник — важный иммунологический орган, в собственной пластике (lamina propria) которого содержится столько же лимфоидных клеток, сколько в селезенке. По массе иммунокомпетентных клеток кишечнику принадлежит ведущее место в иммунной системе слизистых покровов, и в этом отношении он значительно превосходит иммунную систему респираторного тракта. Недавние исследования показали, как питательные вещества, питающие метаболические процессы, влияют на функциональную активность иммунных клеток. Поэтому в основе наших рекомендаций для поддержки реабилитации особая роль уделяется питанию. Восстановление после COVID-19 будет более эффективным, если соблюдать «правила трех»: «питание — дыхание — движение». Сразу отмечу, что дыхание – это дыхательная гимнастика, а движение должно быть адекватным состоянию организма, не следует перегружать организм чрезмерной физической активностью.
И ГЛАВНОЕ – О КУЛЬТУРЕ ПИТАНИЯ
— В жизни человека должна иметь место культура питания, которая в глубоком смысле этого слова служит механизмом управления обменом веществ и, соответственно, формирует уровень здоровья человека. Процесс принятия пищи, пищеварения и усвоения конечных химических элементов в результате многоступенчатых биохимических реакций намного сложнее, чем мы привыкли думать. Современная медицина, так же как и традиционная восточная, в процессе формирования здоровья придает большое значение образу жизни и характеру питания. Задача думающего человека — грамотно питаться и вести здоровый образ жизни. Надо понимать, что питание формирует наш иммунитет, нашу устойчивость и выносливость. Продукты питания, как поставщики биологически активных веществ, также способны помочь и в восстановлении здоровья после перенесенных заболеваний.
Безусловно, что человек современного мегаполиса по состоянию своего здоровья, стилю и образу жизни глобально отличается от жителя Тибета, Монголии или Бурятии 16 века. Однако природа нашего тела, энергии и ума неизменна — это постоянная константа, не меняющаяся в тысячелетней истории человечества. Медицинская наука не стоит на месте, и иногда в поиске новых инновационных методов оздоровления есть смысл вернуться к прошлому, воспользоваться рекомендациями, которые прошли целые века апробации.
Еще раз повторюсь, что в силах каждого человека сделать шаг себе навстречу – соблюдать экологию питания.
Читателям «Пилюли» желаю крепкого здоровья, гармонии и позитива! Помните, что основа нашего хорошего самочувствия – это адекватное нашему состоянию питание и движение!
Татьяна Мункоева