УКАЗ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I ОБ УЧРЕЖДЕНИИ АКАДЕМИИ НАУК И ХУДОЖЕСТВ был объявлен 8 февраля 1724 года.
Именно в этот день в 2024 году состоялось празднование 300-летия Академии. О роли науки и великих личностей в жизни общества и судьбах страны мы попросили рассказать академика РАН, заслуженного деятеля науки РФ, почетного гражданина Республики Бурятия и г. Улан-Удэ Арнольда Кирилловича Тулохонова.
Петр и его жажда знаний
Как ни странно, но Петр Алексеевич, будущий Петр Великий, 14 й ребенок Алексея Михайловича Тишайшего (но первый от его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной), получил весьма слабое домашнее образование. В то время патриарх Иоаким, ведя борьбу против «латинизации», отодвинул от царского двора образованных учеников Симеона Полоцкого, в результате Петра обучали менее грамотные люди. Потому, к слову, Петр до конца жизни писал с ошибками. Однако природа наделила молодого царя (а на троне Петр с 10 лет, хотя поначалу и не единолично) огромным любопытством и деятельным характером. Поэтому, играя в свои потешные войска, Петр стал самостоятельно — и при помощи голландского купца Франца Тиммермана — изучать все, что нужно для военного дела и путешествий: арифметику и геометрию, астрономию и корабельное дело.
Когда Петр стал самовластным правителем, освоился в роли царя и провел первые войны, он отправился и в свое первое большое заграничное путешествие — то самое «Великое посольство», которое в 1698–1699 годах посетило несколько европейских стран с двумя основными миссиями: во первых, найти союзников для борьбы с турками, а во вторых, привлечь в Россию специалистов в области новых технологий. Де-факто — создать программу технологических мегагрантов (позже по велению Петра точно так будет проводиться в жизнь уже чисто научная программа создания Академии наук). Далеко не все знали, что, помимо руководства Великого посольства — Франца Лефорта, Федора Головина и Прокофия Возницына, — в посольстве был и урядник Преображенского полка Петр Михайлов — сам Петр I.
Уже в это посольство Петр очень сильно присматривался к европейской науке. Особенно к медицине: в 1698 году в Амстердаме он познакомился с анатомом Фредериком Рюйшем, который был не только хирургом, но и выдающимся анатомом, сделавшим несколько важных открытий, а также собравшим потрясающую коллекцию анатомических препаратов. Петр настолько проникся всем тем, что делает Рюйш, — и особенно его мастерством патологоанатома, что сам взял у него несколько уроков. Позже Петр регулярно присутствовал при вскрытиях, сам рвал зубы у подданных — и мы можем предположить, что, не будь он царем, он бы стал неплохим хирургом. Более того, даже по возвращении в Россию Петр поддерживал связи с учителем, присылал ему разных животных из России, а в следующее великое посольство — в 1717 году — выкупил у старого Рюйша всю его анатомическую коллекцию. Именно она легла в основу первого российского музея — Кунсткамеры, именно для нее было выстроено здание, ставшее первым домом Академии наук.
Еще в первом зарубежном путешествии Петр Великий познакомился — шапочно — с выдающимся мыслителем и математиком Готфридом Лейбницем, человеком, который не только создал собственную философскую систему, но и сделал очень много в других областях науки: тут и дифференциальное исчисление, и комбинаторика, и двоичная система счисления, и даже концепция бессознательного. В XVII веке это было просто знакомство, случайная встреча в замке Коппенбрюк. Но уже в 1711 году Лейбниц общался с Петром не раз, а в 1712 м даже стал его спутником в поездке в Теплице и Дрезден. Историки науки считают, что именно после бесед Петра I и Лейбница и появилась идея создания Академии наук в Петербурге. Увы, советник Петра умер в 1716 году, но идея осталась — и во время второй длительной загранкомандировки, посольства 1716–1717 годов, он посетил (помимо многих других научно-технологических встреч) Парижскую академию наук. Демонстрация достижений французской науки и техники произвела впечатление на царя, но произвел впечатление на академиков и сам царь. Менее чем через полгода после этой встречи, 22 декабря 1717 года, Парижская академия наук избрала Петра Первого своим иностранным членом.
А сам Петр уже постепенно формировал образ академии в России. Очень важно отметить, что царь не копировал напрямую ни Парижскую академию наук, ни Королевское общество, ни любой европейский университет. «Проект», составленный Блюментростом и правленый лично Петром, начинается с анализа — чем университет отличается от академии и что будет лучше для России. К сожалению, Петр Алексеевич не дожил до начала реальной работы Академии наук, но его энергия, его жажда знаний и любопытство дали науке в России столь мощный импульс, что академия и поныне играет первую скрипку в оркестре российской науки.
Ленин и советская наука
Особая роль принадлежит вождю мирового пролетариата В. И. Ленину, который в далеком 1918 г. пишет «Набросок плана научно-технических работ». То есть на заре советской власти, в условиях полного отсутствия средств и механизмов управления обществом глава государства единолично определяет вектор развития науки и требования к ее роли в жизни государства. При этом глава государства особое внимание уделяет быту ученых, прямому общению с научной общественностью. Для этого достаточно отметить, что при его участии в декабре 1919 г. принимается постановление Совета народных комиссаров «Об улучшении положения научных специалистов». В январе 1921 г. выходит такое же постановление «Об условиях, обеспечивающих научную работу академика И. П. Павлова». На встрече с руководством Академии наук в том же январе 1921 г. он говорит: «Я лично глубоко интересуюсь наукой и придаю ей громадное значение. Когда Вам будет нужно, обратитесь прямо ко мне». В архивах сохранилась записка Ленина А. В. Луначарскому: «Не надо давать некоторым коммунистам съесть Академию». На этом фоне можно только сожалеть о том, что уже многие годы даже ежегодные Общие собрания РАН формально посещают далеко не первые лица государства.
Проходит два года, и В. И. Ленин в 1920 г. уже вплотную приступает к реализации поставленных задач в знаменитом плане ГОЭЛРО. Лучше всего об этом скажет великий английский писатель-фантаст Г. Уэллс в своей книге «Россия во мгле»: «Вы мечтатель, мистер Ленин. Перед Вами огромная замерзающая страна, скорее с азиатским, чем с европейским населением. Страна, испускающая смертельный крик… А вы мечтаете дать ей электричество».
В ответ на это в кратчайшие сроки создается комиссия из ведущих ученых страны по реализации плана ГОЭЛРО во главе с Г. М. Кржижановским, которая разрабатывает его содержание, сроки выполнения и механизмы реализации. Проходит еще 10 лет, и в Советском Союзе все основные задачи создания современной промышленности уже выполнены и перевыполнены. Только с 1920 по 1930 год в Советской России валовая продукция промышленности выросла в 18 раз, производство электроэнергии — в 57 раз, добыча угля — в 5,5 раза, добыча нефти — в 4,7 раза, добыча железной руды — в 85 раз, выплавка чугуна — в 41 раз, стали — в 30 раз. Количество электростанций в 1913 г. было 33, а в 1927 — уже 858. Их установленная мощность возросла с 712 кВт в 1913 г. до 18500 кВт в 1927 г.
Сталин и 50 НИИ
Идет Гражданская война, а правительство выделяет необходимые средства для развития академической науки и организации новых исследовательских учреждений по самым актуальным направлениям науки и техники. С 1918 по 1920 год в стране создано около 50 научно-исследовательских институтов и в том числе ЦАГИ, Физтех, Радиевый институт, Институт по изучению Севера, Гидрологический и Географический институты, Химический институт им. Л. Я. Карпова, Институт по удобрениям, Институт мозга, многие из которых и сегодня составляют гордость нашей науки. Растет международный авторитет Академии наук, и в 1924 г. на 200 летие Академии наук СССР прибывает 130 ученых из 25 стран.
Академия наук СССР в лице
Комиссии по изучению производительных сил (КЕПС, а затем СОПС) самым активным образом участвует в составлении планов первой и второй пятилеток советской экономики. За неполные десять лет в стране неграмотных крестьян возникли крупнейшие промышленные гиганты по освоению Курской магнитной аномалии, Хибин, построены ДнепроГЭС, Кузбасс, Норильск, промышленный Урал, дает золото Магадан.
Сталин чувствует приближение войны с Германией и по рекомендации ученых, хотя некоторые из них предлагают развивать западные территории, начинает усиливать экономику восточных регионов страны. И строятся авиационные заводы в Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Комсомольске-на-Амуре, Арсеньеве. При этом здесь нет кадров, ресурсов, а в Улан-Удэ еще не все буряты говорят на русском языке. Тем не менее есть политическая воля, патриотизм народа и прозорливость вождя, создавшего в глубоком тылу оборонную мощь государства, которая и помогла победить в той войне.
Активно развивается экономическая наука. Выходят фундаментальные труды Н. Н. Колосовского, в которых подчеркивается необходимость развития экономики Востока. В них он пишет: «Нет изолированных проблем Дальнего Востока и Западной Сибири. Есть лишь одна обширная проблема Северной Азии как части Сибири. При этом специализация промышленного хозяйства Дальнего Востока с учетом производственных особенностей и Сибири, и сопредельных стран Востока выдвигается как плановая». Кроме того, он особо выделяет проблему хозяйства, расположенного вокруг Байкала, проблему подхода к Сибирскому Северу и снова проблему увязки сибирского хозяйства с хозяйством сопредельных восточноазиатских стран.
Это время великих генетических экспедиций Н. И. Вавилова и развития сельскохозяйственной науки. В 1929 г. создается Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ). Начинается Великая Отечественная война. Все силы брошены на борьбу с фашизмом, и в то же время в 1943 г. организована Академия педагогических наук, в 1944 г. — Академия медицинских наук. В том же году в составе Академии наук СССР создан Институт истории искусств, а академик Е. В. Тарле издает фундаментальный труд в 2 х томах «Крымская война », где он анализирует причины и последствия политических событий середины 19 века и их уроки для России.
В том же 1944 г. 13 ноября происходит уникальное событие — встреча Президента Академии наук СССР академика В. Л. Комарова с И. В. Сталиным. Вновь идет разрушительная война, а Верховный Главнокомандующий более часа ведет разговор о развитии Академии наук страны и тех вещах, которые с высоты прошедшего времени не кажутся так уж актуальными и сегодня. Далее глава государства (по стенограмме) говорит: «Сейчас следует обеспечить полное снабжение советских ученых научной литературой, которая выходит за границей. Ученые должны знать научную продукцию как наших друзей, так и наших врагов. Кроме того, необходимо снабдить наши институты лабораторным имуществом за счет импорта, на это дело не стоит жалеть средств. Это окупится с лихвой, я бы просил Вас подумать, как организовать немедленную доставку необходимой литературы и оборудования, а мы вам поможем». Затем академик В. Л. Комаров делится мыслями о развитии такой важной отрасли науки, как история естествознания. «Война, как мне кажется, показала, как важно для государства, чтобы в народной памяти сохранилось культурное прошлое народа» и получает полную поддержку вождя. Далее он предлагает заняться поисками железной руды для ленинградской промышленности. При развитии нефтяной промышленности, по его мнению, следует обратить внимание на поиски месторождений, залегающих на небольших глубинах. Интересуется влиянием ленинградского климата на развитие ботанического сада.
По итогам этой встречи создан организационный комитет, выделены необходимые средства. В результате празднование 220 летия Академии наук СССР состоялось с 16 июня по 11 июля 1945 г. в Москве и в Ленинграде. Приехало 123 зарубежных ученых из 19 стран. Для этого были выделены специальные самолеты. Сам юбилей прошел в Большом театре, а 24 июня все гости присутствовали на Параде Победы на Красной площади. 30 июня состоялся официальный прием правительства в Кремле. Глава американской делегации Х. Шейли сказал на приеме: «Мы ошеломлены успехами науки, которая здесь, в Советской республике, является делом не только государственной, но и международной важности».
Расцвет науки в СССР
Советский Союз победил фашизм. Сразу после войны были созданы атомная бомба и ракетный щит, которые предотвратили третью мировую войну. Мы первые в мире вышли в космос, построили атомный флот, создали ядерную энергетику, и это в первую очередь заслуга наших ученых. Это время расцвета советской науки. В 1956 г. Нобелевскую премию получает выдающийся советский ученый академик Н. Н. Семенов. В 1958 г. этой высокой награды удостоены академики И. Е. Тамм, И. М. Франк, П. А. Черенков, а затем Л. Д. Ландау, Н. Г. Басов и А. М. Прохоров. В 1975 г. такая премия вручена экономисту Л. В. Канторовичу и в 1978 г. — П. Л. Капице.
В мире идет «холодная война » между странами социализма и нашими идеологическими противниками. И тем не менее достижения советской науки неоспоримы. В эти же годы выдающиеся научные результаты получены академиками Ж. И. Алферовым, А. А. Абрикосовым, В. Л. Гинзбургом. Только Нобелевские премии были им вручены уже после распада Советского Союза.
В Советском Союзе в научной политике особое место занимал Государственный комитет по науке и технике СССР, которым в ранге заместителя Председателя Совета Министров СССР руководили академики В. А. Кириллин, Г. И. Марчук, Н. П. Лаверов. Министрами высшего образования СССР многие годы были член-корреспонденты АН СССР В. П. Елютин, Г. А. Ягодин, а министерство высшего образования РСФСР возглавляли академики И. Ф. Образцов, В. Н. Столетов. В правительстве страны за геологию и минеральные ресурсы отвечал академик А. В. Сидоренко, за здравоохранение — академик Б. В. Петровский. Министром энергетики и электрификации СССР был член-корреспондент АН СССР П. С. Непорожний, а Гидрометеослужбу СССР возглавлял академик Ю. А. Израэль. Ключевые посты в Совете Министров СССР десятки лет возглавляли такие профессионалы, как Е. П. Славский, П. Ф. Ломако.
Наука в Советском Союзе давала мировые результаты, и государство достойно их оплачивало и награждало. В составе Академии наук СССР работало 55 членов Академии наук, имевших звание дважды Героя Социалистического Труда, а 6 человек носило на груди по три звезды Героя Социалистического Труда. Каждая звезда — это подвиг советской науки. Кроме того, члены Академии наук активно участвовали и в политической жизни страны. С 1957 по 1974 год в Верховный Совет РСФСР и СССР было избрано 59 членов АН СССР. В составе ЦК КПСС работало 12 человек. На 23 съезд КПСС делегатами было избрано 46 человек, а на следующий съезд — уже 96 человек. Только в Сибирском отделении АН СССР работало 22 Героя Социалистического Труда и 12 депутатов Верховного Совета СССР и РСФСР. Не уверен, есть ли члены академии в составе нынешней правящей партии российского парламента.
После войны прошло только 12 лет, и в АН СССР создается Сибирское отделение. Даже не очень грамотный Н. Хрущев понимает, что «могущество Российское должно прирастать Сибирью и Северным океаном», а без науки это сделать невозможно. В кратчайшие сроки с помощью строительных подразделений оборонного Министерства среднего машиностроения СССР в глухой сибирской тайге строится Новосибирский академгородок, который и сегодня относится к лидерам мировой науки. Создаются научные центры в Иркутске, Якутске, Улан-Удэ, Томске, Красноярске, Тюмени, Барнауле. На Дальнем Востоке формируется Дальневосточное отделение АН СССР. Многие из них в своем составе имеют институты с мировыми научными достижениями. Можно только сожалеть, что эти сложившиеся научные коллективы превращаются сегодня в искусственные федеральные центры (ФИЦ), где как «уж с ежом» объединяются разнородные направления физики и химии, сельского хозяйства и медицины.
Автор как географ по призванию и профессии должен отметить, что в то время уделялось особое внимание географической науке как базовой для формирования современного мировоззрения, и потому все вакансии по отделению наук о Земле выделялись по специальности «геология и география. К сожалению, сегодня география в Сибирском отделении РАН далека от приоритетов, и в его составе нет ни одного академика с географическим образованием.
О роли российской науки
Естественно, возникает резонный вопрос о будущем российской науки, которая «прорастает» из системы современного среднего и высшего образования. Как член Совета Федерации я приложил немало усилий в борьбе с болонской системой образования и с единым госэкзаменом (ЕГЭ). И только после разрыва с Западом в последние годы наметился положительный сдвиг в этом направлении. С моей точки зрения, не могут одни и те же люди, которые создали этот механизм в российском образовании, сегодня развернуться в противоположную сторону, а в лучшем случае на 360 градусов. Как результат, в российском государстве за последние десятилетия создана система, в которой идет ощутимое снижение качества массового образования. В конечном итоге не может быть лауреатов Нобелевской премии в стране, в которой химия и физика не являются обязательными предметами в едином госэкзамене.
Автор как представитель региона, далекого от столицы, в качестве аргумента о роли науки в жизни государства приводит события 1934 г. в Бурят-Монгольской автономной республике. Председатель Совнаркома республики Д. Доржиев, человек, не имевший высшего образования, далекий от науки, думает о том, как развивать экономику региона, и обращается к науке. Он понимает, что вряд ли можно организовать крупное научное мероприятие в Улан-Удэ, где не было даже приличной гостиницы. И принимает решение вывезти все правительство в Ленинград, где располагался Президиум Академии наук СССР. И там проводится Первая конференция по развитию производительных сил Бурят-Монгольской автономной республики, в которой участвуют все ведущие ученые страны. В принятой резолюции указаны основные направления развития экономики региона, механизмы реализации этих задач, которые были прерваны только войной.
Такая практика проведения научно-практических конференций была продолжена Сибирским отделением АН СССР, когда в 1980 г. в Новосибирске проводится первая Всесоюзная конференция по развитию производительных сил Сибири при участии секретаря ЦК КПСС М. В. Зимянина, а в 1985 г. — под руководством председателя Совета Министров РСФСР В. И. Воротникова. При активном участии Сибирского отделения АН СССР была разработана программа «Сибирь», программа развития зоны БАМ, проведена социально-экологическая экспертиза проектов переброски сибирских рек. Печально, что сегодня правительство при разработке стратегических документов обходится без услуг академической науки.
Как географ могу утверждать, что, кроме решения внутренних проблем текущего дня, академическая наука в равной степени ответственна за события, происходящие на ее границах и в первую очередь в ближнем зарубежье. В этой связи мы должны признать, что в российской науке не уделяется должного внимания политической географии, которая должна анализировать и прогнозировать пространственную организацию политической сферы жизнедеятельности общества. По этой причине на западных границах страны оставалась без должного внимания деятельность наших оппонентов, и, как результат, сегодня Россия должна проводить специальную военную операцию на Украине. Между тем, еще в 1997 г. наш «друг» З. Бжезинский опубликовал свой труд «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы». В ней он открыто, не хуже нашей разведки, раскрыл перед мировым сообществом планы тогда еще «дружественной» страны — США. Вот ее тезисы:
Тезис первый: «Без Украины Россия перестанет быть евразийской империей».
Тезис второй: «Для русских спектр потенциального конфликта с мусульманскими государствами по всему южному флангу России (общая численность населения которых, вместе с Турцией, Ираном, и Пакистаном составляет более 300 млн человек) представляет собой источник серьезной обеспокоенности».
Тезис третий: «Государствами, заслуживающими мощнейшей геополитической поддержки со стороны Америки, являются Азербайджан, Узбекистан, а также Украина».
Тезис четвертый: «Преимущества ускоренного регионального развития, финансируемого за счет внешних вложений, распространились бы и на приграничные районы России, которые, как правило, недостаточно развиты экономически».
И конечным призом для Америки должна стать вся Евразия, где Россия занимает только срединное положение. Особое внимание он обращает на Среднюю Азию, которую он уже тогда называет «Евразийскими Балканами». Именно там Россия на протяжении более 7 тыс. километров открытой границы контактирует с мусульманским Востоком.
Можно только сожалеть, что все эти выводы остались без внимания руководства страны. И сегодня у многих политиков сохраняется эйфория о политической стабильности на восточном постсоветском пространстве, где строятся сотни мечетей, тысячи студентов из Средней Азии обучаются в Турции и в арабских странах. Ускоренными темпами идет исламизация всей Средней Азии, все активнее идут процессы суверенизации и национализма в этих республиках, сокращается русское население. На примере даже Армении можно видеть «сверхгибкую» позицию руководства наших соседей, когда они вспоминают о России только в периоды военного или политического кризиса.
Не является исключением и некогда дружественная Монголия, которую еще недавно называли шестнадцатой союзной республикой. Невооруженным глазом можно видеть, что курс политического руководства этой страны все больше отдаляется от интересов России. На тех же картах в книге З. Бжезинского Монголия входит в сферу интересов США, создающих антикитайскую и антироссийскую коалицию. Не таким ли путем начинался украинский майдан?
Между тем через Монголию проходит кратчайший железнодорожный путь из Москвы в Пекин, по которому больше полвека по одной колее идут составы еще с тепловозной тягой. Пока это еще российская широкая колея до китайской границы, которая в любой момент может быть реконструирована по китайским стандартам со всеми вытекающими последствиями. Если Россия не обеспечит нашего соседа энергоносителями, Монголия начинает строительство ГЭС на р. Селенга — главном притоке оз. Байкал. И это далеко не весь спектр вопросов на наших границах.
О будущем нашей науки
Слухи о смерти академической науки России сильно преувеличены. Достаточно отметить строительство в Новосибирске синхротронного кольцевого источника фотонов (СКИФ) или системы уникальных телескопов для наблюдений за солнечной активностью в Тункинской долине Бурятии, которые соответствуют мировым достижениям научного приборостроения. Тем не менее, размышляя о будущем российской науки, мы неизбежно проводим исторические параллели, начиная с ленинского этапа становления советской академии наук, роли И. В. Сталина в создании ядерного щита, строительства Новосибирского академгородка в хрущевскую оттепель, о нобелевских лауреатах эпохи брежневского развитого социализма и до настоящего времени итогов российских реформ. К сожалению, эти выводы не очень утешительны для современников.
Поэтому юбилей такого уровня — это реальная возможность на примере прошлого создать достойный вклад для великой страны, который был бы по своим масштабам сопоставим с подвигами наших предшественников и обеспечил нашим потомкам мировое лидерство. Кроме того, мы обязаны быть достойными памяти наших лидеров — современников таких, как академики Е. М. Примаков, В. А. Коптюг, Ж. И. Алферов, В. Е. Фортов, которые были не только великими учеными, но и трибунами, защищавшими интересы академии на всех уровнях власти. В конечном итоге Российская академия наук к своему 300 летнему юбилею обязана разработать новые приоритеты научной политики государства. На этом фоне важнейшей задачей нашего общества остается воспитание патриотизма на примере передовых достижений науки и уважения к истории страны.
Однако сегодня в условиях западных санкций и специальной военной операции на Украине мы должны признать правоту Отто фон Бисмарка: «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят себя сами». Поэтому патриотизм — есть главное звено нашей борьбы с коллективным Западом. И печально, что часто мы проигрываем в этой идеологической схватке. Прежде всего мы замалчиваем историческое прошлое, наши победы и поражения, заслуги тех людей, которые создали великий Советский Союз.
Поэтому сегодня Академия наук в равной степени ответственна за патриотическое воспитание, за сохранение традиций великой страны Советского Союза, за подготовку высококвалифицированных кадров и за достижение целей реформ. Российская наука должна занять лидирующие позиции в мире, и у страны нет другого пути. Следует признать, что за годы псевдоэкономических реформ и перехода к рыночным отношениям Россия утратила многие достижения советского времени, и потому в кратчайшие сроки мы должны сделать вновь прорывы в космосе, в освоении Антарктиды, в изучении океанских глубин и на других научных фронтах, где еще совсем недавно мы были «впереди планеты всей». У нас нет других вариантов.
Россия сегодня на историческом пороге своего бытия, и здесь роль академической науки должна определять не только технологическую мощь государства, а прежде всего его духовное состояние. Любым оружием управляет человек, и он должен точно знать, за что он воюет, какие цели поставила перед собой страна, которую он защищает.