Наша общая Родина — Россия, но у каждого есть малая родина — то место, где человек родился.
Счастливые годы детства, положительные эмоции, запах родного дома и бабушкиных лепешек. Нас всегда тянет в родные места. И это здорово, что в прошлом году прошел конкурс «Моя малая Родина». Именно такие конкурсы пробуждают в детях чувство патриотизма, заставляют лучше разглядеть место отчего дома, разобраться в своих родословных, понять, насколько велико и прекрасно историческое, природное и культурное наследие родного края, насколько мудры национальные традиции людей, живущих на этой земле.
В этом году всероссийский конкурс стал носить название «Отечество: история, культура, природа, этнос». Он как бы расширил горизонты и усилил смыслы. Участниками конкурса стали 64 обучающихся от 10 до 18 лет из 15 районов Республики Бурятия и г. Улан-Удэ. Приятно отметить, что региональным оператором по подготовке и проведению конкурса в Бурятии является наш партнер — ГБУ ДО «Ресурсный эколого-биологический центр Республики Бурятия». Чем уникальны работы победителей? Об этом мы расскажем на страницах нашего журнала.
ПОЭТИЧЕСКИЙ САД КАМНЕЙ
Мое родное село Усть-Эгита Еравнинского района раскинулось в живописной местности, на слиянии трех рек. А на границе Еравнинского и Хоринского районов создан поэтический Сад камней — «Уянгын сэсэрлиг».
Дари Цыденова, ученица 9 класса МАОУ «Усть-Эгитуйская СОШ». Руководитель: Цымжидма Бадмажаповна Доржиева, учитель бурятского языка и литературы. Победитель в номинации «Экогид».
КАМНИ УМЕЮТ ГОВОРИТЬ
Это уникальное культурное сооружение — единственный Сад поэзии в России, чем я очень сильно горжусь. На белоснежных камнях высечены стихи наших известных поэтов. Ученики нашей школы, читая строки земляков, регулярно встречают гостей на границе. Я хочу предложить вам экскурсию по Саду поэзии.
Сад поэзии был основан в 2003 году по инициативе движения «Молодежь Еравны». Первым в саду появился камень со стихами Намжила Нимбуева — бурятского поэта, чье творчество изучают в Кембридже в разделе русской поэзии. Сейчас в саду насчитывается уже десять камней, установленных в честь поэтов, родившихся в краю голубых озер.
За прошедшие годы сад приобрел новые очертания. Второй беломраморный камень был установлен со стихами Шираба Нимбуева. Между ними построен мостик со смешением восточного и западного стилей. Автором стал самобытный мастер, уроженец нашего села Чингис Бальжинимаев.
В поэтическом саду камней в июле 2008 года сооружен стеклянный саркофаг, в котором был установлен Чойжалсахюусан — хранитель жителей района. Место для строительства определил глава Буддийской традиционной Сангхи России, Пандито Хамбо лама Дамба Аюшееев.
11 июня 2008 года, в день рождения Намжила Нимбуева, прошли первые Нимбуевские чтения, а сад дополнился камнями со стихами Бато Цырендылыкова, Цокто Номтоева, Кима Цыденова, Цыренжапа Бадмаева, Санжи Банзаракцаева. В 2009 году в Саду поэзии сооружена беседка в восточном стиле, и под ней установлен поэтический ларец, выполненный из кедра, авторская работа ювелира Баясхалана Базарова. Первую запись внесли в стихах экспромтом народные поэты Б. С. Дугаров и Б. Н. Жанчипов. Художником флорентийской мозаики Юрием Мандагановым проложена тропинка с нефритовыми вставками.
16 июня 2013 года в Саду поэзии прошло открытие поэтического хурдэ. Это новое творение Юрия Мандаганова — на шести гранях виртуального барабана выкованы в металле короткие стихи Намжила Нимбуева. Ниже крутится собственно молитвенный хурдэ, где заключены молитвы. После открытия хурдэ состоялся праздник поэзии. В конкурсе стихов, магтаалов и благопожеланий приняли участие чтецы всех возрастов из близлежащих районов и города УланУдэ.
К 65 летию Намжила Нимбуева состоялось открытие камня со стихотворными строками поэта и учителя Марху Цыренова. В 2012 году к 80 летию Народного поэта Бурятии ЦыренДулмы Дондогой состоялось открытие камня со стихами поэтессы. В 2022 году на белом мраморе золотыми буквами высекли стихи Булата Жанчипова. Теперь они украшают поэтический сад камней. В 2023 году появился новый арт-объект — ажурная косуля с яблонькой, на листьях которой лазером написаны стихи Намжила Нибуева. Скульптуру изготовил Баир Сундупов. Чугунные фонари, скамейки завершили общий облик сада камней.
Сад поэзии не нарушает гармонию природы, а ненавязчиво напоминает о творчестве именитых поэтов, о которых хочется рассказать.
Акция «Лес Победы»
Я увлекаюсь журналистикой, волонтерской деятельностью, а также люблю танцевать и петь. Нашим объединением телевизионной журналистики «Перспектива» был подготовлен репортаж о том, что в октябре 2023 года в селе Курумкан в рамках Всероссийского экологического субботника «Зеленая Россия» прошла акция «Лес Победы».
Янжима Цыванова, ученица 10 класса МОУ «Ильинская СОШ». Руководитель: А.Ю. Бадмаев, МБОУ ДО РЦДО МО «Курумканский район». Победитель в номинации «Экожурналистика».
В экологической акции приняли участие воспитанники объединений «Юный эколог», школьного лесничества «Ая Ганга» и волонтеры группы «Цунами». 30 неравнодушных ребят высадили 19 саженцев ели на территории новой детской площадки в память о погибших в годы Великой Отечественной войны.
Цель проекта «Зеленая Россия»: объединить людей общей идеей сбережения природы, возродить родные традиции, воспитать экологическую культуру и патриотизм. Проект — обладатель национальной премии «Хрустальный компас» Русского географического общества в номинации «Лучший социально-информационный проект по сохранению природного и историкокультурного наследия».Отметим, что организаторы Всероссийской акции «Лес Победы» планируют высадить 27 млн деревьев в память о всех погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–45 гг.
Наш видеорепортаж призван вдохновить людей следовать примеру детей и высаживать деревья, беречь природу, помнить о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. Сегодня зеленые «памятники» украшают детскую площадку, и мы верим, что посадка деревьев станет доброй традицией нашего села.
Петроглифы — послания из прошлого
Название моего проекта «Наскальные рисунки в долине реки Уда с нетипичным сюжетом». Цель проекта — расшифровка образов и сюжета вновь выявленных наскальных рисунков в долине реки Уда Республики Бурятия.
Елена Козлова, ученица 11 класса МБОУ «Первомаевская СОШ». Руководитель: Александр Николаевич Дунаев, МАОУ ДО «Онохойский дом детского творчества». Победитель в номинации «Культурный код в природе».
В Бурятии существует несколько мест с хорошо сохранившимся наскальным искусством. Среди них — мой родной Заиграевский район. В Удинской долине расположены наскальные изображения которым десятки тысяч лет. В 2020 году, благодаря бесконтактному методу обработки наскальных рисунков — плагин DStretch, археологи совершили новые открытия. Плагин улучшил изображение петроглифов, таким образом показав, что некоторые из них не подходят под сюжетную линию «селенгинского» и «таежного» типа.
На рисунке, после обработки плагина, четко просматриваются 5 крестов и 4 луча, которые на всем протяжении относительно друг друга параллельны. Эти лучи упираются в слегка приплюснутую окружность, имеющую форму эллипса. Справа от параллельных линий мы видим четкий силуэт парящей птицы.
Так о чем нам говорит рисунок? Исходя из того, что крест — символ солнца, мы будем трактовать 5 крестообразных фигур как небосвод, как движение солнца по небосводу. Главенствующей доминантой определим четыре вертикальные полосы, которые пронзают композицию сверху вниз, деля рисунок как бы на две части, внизу линии примыкают к овальному четырехсекторному эллипсу. Древний художник умышленно изобразил эти два образа в разы больше (эллипс и вертикальные линии) по отношению к образам человечков и парящей птицы, тем самым расставляя акценты. В нашем рисунке в первую очередь в глаза бросается линии и сам эллипс, наталкивая на то, что в данной местности произошло какое-то событие: предположим, природный катаклизм, может быть, падение кометы? Другой вариант — обратите внимание на птицу и ниже «человечков». Не исключено, что мы видим церемонию взаимодействия с высшими силами. Тогда птицу рассматриваем как некого посредника между богами и людьми.
Такие толкования рисунка стали возможны благодаря плагину DStretch. Теперь археологи получают мощный инструмент, направленный на поиск новых наскальных рисунков. Без сомнения, этой работой мы заложили фундамент для дальнейших исследований.
Бурятские шашки-юрточки
Сегодня все больше людей желают познать свою культуру, проникнуть в духовный мир своих предков. А мы всей семьей увлекаемся интеллектуальной игрой — шашками, которые развивают логическое мышление, воображение. Мне захотелось соединить шашки с нашим национальным колоритом и изготовить их в бурятском стиле. Это позволит увековечить традиции нашего народа.
Елена Молчанова, ученица 8 класса МБОУ ДО»РЦДО» МО «Курумканский район». Руководитель: Е.Б Бадлуева. Победитель в номинации «Экотрадиции».
ИЗ ИСТОРИИ ЮРТЫ
Основное жилище бурят — юрта. Бурятская юрта по своей форме округломногоугольная и происходит от монгольской войлочной юрты. С появлением в Прибайкалье русских появилась и деревянная юрта по типу русских изб.
Юрты обычно строились из лиственничных бревен, реже из сосновых. Бревна были обращены плоскостью внутрь, а ребром наружу. Фундамент юрты делали из восьми коротких лиственничных бревен — чурбаков, разрубленных пополам. Эти чурбаки укладывались разрубленной плоскостью книзу, на них ставили четыре очень массивных бревна — газарэ-модон.
На этом фундаменте и возводились стены: укладывали над газарэ-модон девять бревен, а в промежутках между ними десять бревен. Посреди юрты вкапывали четыре массивных лиственничных столба — тээнги, сверху на них укладывали четыре поперечные горизонтальные балки — хараса, на которых лежала крыша.
В столбы втыкались колышки — хаднык, на которые вешали сбрую, одежду, ружья и т. д. Под хараса обычно ласточки вьют гнезда, поэтому под гнезда ставили дощечки для помета. Крыша юрты, как правило, многослойная — доски, лиственничная кора и дерн. Богатые буряты покрывали крышу еще и тесом поверх дерна.
Дымовое отверстие в крыше служило единственным источником света, чем оно шире, тем в юрте было светлее, но очень широким его делать было нельзя, иначе дождь мог залить вещи внутри самой юрты. С дымовым отверстием у бурят были связаны многие религиозные обряды. Через него «брызгали» предкам и небесным божествам и воссылали к ним молитвы.
Когда крыша была готова, прорубали дверь, до этого делали лишь отверстие, в которое проходили рабочие. После двери стелили пол — оёр, под полом укладывали брусья — дырэ, на которых лежали доски пола. Благодаря дырэ под полом оставалось много свободного пространства, что, с одной стороны, избавляло юрту от сырости, а с другой, сообщаясь с очагом, оно служило ему для тяги. Лишь после настила пола окончательно налаживали очаг — гулумта, устанавливали три камня — дулэ, пол очага, каменную стенку, загородку — галзаха, чтобы зола не разлеталась, и утрамбовывали вокруг очага глину. В последнюю очередь прикрепляли к стене юрты (с левой стороны) полку данхэ, на которой хранились священные предметы: «монгольские камни» — три камня, которые при обряде очищения изображают очаг, священная трава ханха (богородская трава), трава с тайлага и другие предметы культа.
СВОИМИ РУЧКАМИ
Для изготовления сувенира — шашек в бурятском стиле, я решила придумать вариант — бурятские шашки-юрточки из соленого теста на подставке. Для декора основания изделия я выбрала технику — лазерный гравюрный станок по древесине ЧПУ (числовое программное управление).
Использовав компьютерную программу CorelDraw, я разработала макет подставки (доски). Для изготовления бурятских шашекюрточек использовалось: соленое тесто, кусок фольги, втулка от фольги, акриловые краски, кисти разных размеров, простой карандаш, линейка, канцелярский нож, доска из фанеры (28*28).
Технология выполнения:
тубус от фольги разрезать на колечки высотой 1 см; фольгу скомкать и наполнить колечки им; колечки из тубуса наполнить и полностью обернуть фольгой, придавая форму будущей юрты; смешать в определенной пропорции муку и соль, добавить воды и замесить тесто, чтобы оно было однородным и не липло к рукам; взять кусочек соленого теста и скатать форму маленького блинчика; заготовку из колечка и фольги обернуть блинчиком из соленого теста, придавая форму юрты; вылепить форму юрточек, сложить их на противень и поставить в духовку для высыхания при средней температуре; готовые фигурки разукрасить акриловыми или любыми другими красками, высушить, при желании покрыть лаком.
Бурятские шашки-юрточки готовы! В компьютерной программе CorelDraw я нарисовала шахматную доску размером 28*28. Доску из фанеры размером 28*28 установила в лазерный гравюрный станок и задала программу на компьютере. Через несколько минут доска из фанеры для бурятских шашек-юрточек готова!
Работая над сувениром «Бурятские шашки-юрточки», я глубже узнала традиции и обычаи бурятского народа. Научилась изготавливать сувениры в народном стиле. Данный сувенир, который я сделала сама, нигде не встретить, ведь в каждый сувенир, вернее юрточку, я вложила частичку своей души.
Работая над данной темой, я узнала много нового и интересного и, самое главное, доказала, что на национальные праздники родственникам, друзьям можно изготовить хороший сувенир — подарок своими руками и тем самым доставить удовольствие родным. Бурятские шашкиюрточки, сделанные своими руками, — пожалуй, самые ценные, желаемые и необычные, так как в их изготовление вкладывалась вся душа и любовь.
Изготовление этносувениров в бурятском стиле своими руками помогает нам вырасти умными, добрыми, смелыми, трудолюбивыми, любящими народ и традиции бурятского народа!