Яркая и ни на что непохожая этника началась с музыки и продолжается во всех культурных пластах. Синоним этники – фолк, буквально – «народ».
Она перемешивает народные стили, ярко выделяет фольклор Востока и Севера, чтит обычаи, обретая поклонников по всему миру. В Бурятии в этом году созданы интересные информационно-образовательные проекты для познания разных культур народов республики . Знакомьтесь…
«Байкальская этника»
Погрузиться в этномир народов Бурятии, почувствовать себя Марьейискусницей и золотых дел мастером, оживить народные сказки, как умеют сказители и улигершины, смогут участники проекта «Байкальская этника: этнокультурное образование детям и взрослым». Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и Правительства Республики Бурятия.
Руководитель проекта С. Р. Баталова пояснила: «Проект предполагает, что педагоги-новаторы вместе с учеными-практиками разработают и освоят новый инструментарий – УМК «Байкальская этника» с учебной программой, образовательной технологией и конспектами занятий блоков «Дом», «Семья», «Дерево» для детей от 3 до 10 лет. В байкальской этношколе на базе Дома дружбы по программам «Лучшие практики этнокультурного образования» и «Мастерство сказителя» пройдут обучение 30 педагогов, которые получат свидетельства о повышении квалификации гособразца.
В республиканском конкурсе «Этника мастерства» примут участие 50 педагогов сферы этнокультуры, которым будут вручены УМК и созданные в проекте уникальные ресурсы: мобильное приложение к смартфонам, живые видеосказки и прописи с орнаментами «Байкальские узоры», настольная игра «Байкальская этника» с ярким, ценностно-смысловым контентом на русском, бурятском и татарском языках».
Настольная развивающая игра «Байкальская этника» помогает ее участникам узнать много новых фактов об истории, географии, достопримечательностях Республики Бурятия, разнообразии ее культур, традициях и народных праздниках.
Все родители мечтают о том, чтобы их дети выросли физически здоровыми, социально активными и успешными, чтобы достойно продолжали свой род. Однако потеря связи с предками, утрата родного языка, духовнонравственных ценностей и традиций семьи подсознательно формируют детские комплексы, снижают духовную силу и энергию подрастающего поколения. Кроме того, взрослые мало общаются с детьми, а дети погружены в смартфоны и айфоны. Таким образом, взрослые и дети – как разные миры, которые практически не взаимодействуют друг с другом. Это ведет к тому, что утрачиваются традиции совместных игр, чтения сказок, пения колыбельных, разговоров по душам.
Создание семейной настольной игры «Байкальская этника» с простыми и понятными правилами объединяет всю семью, друзей и соседей в одну большую и дружную команду. Игра развивает внимание, тренирует память, расширяет кругозор, а главное, дает ребенку возможность «на равных» выиграть у взрослого – успех зависит исключительно от способностей и стараний игрока.
500 детей и их родителей на 10 пилотных образовательных площадках Бурятии выучат 300 слов, поговорок и прибауток на трех языках, познакомятся с народами, праздниками, достопримечательностями и районами Бурятии, поучаствуют в 20 мастерклассах и этнособытиях, постановках 10 этносказок, создадут этносувениры. В результате проекта повысится информированность населения о проекте через активизацию деятельности новой информационной площадки в сфере этнокультуры #ЭтникаБайкал в соцсетях, что позволит открыть уникальный, многонациональный, самобытный этномир Байкальского региона всему миру. Социально значимым итогом проекта станет формирование активных этнокультурных пространств в городе и на селе для сохранения семейных ценностей, укрепления связей между поколениями и традиций добрососедства для сбережения и развития своей малой родины.
«Татарская этника»
Поездки по селам с компактным проживанием татар в республики показали, что уровень владения родным языком у местных татар составляет менее 30%, знает язык лишь небольшая часть возрастных татар от 50 и старше. Владеют грамматикой языка лишь единицы. В Улан-Удэ эти показатели еще ниже. В то же время активная деятельность и успешные проекты автономии татар Бурятии усиливают интерес к татарской культуре и культурному наследию татарского мира как у туристов, так и у самих татар, особенно подрастающего поколения. К числу таких проектов РНКАТ относится «Татарская этника», созданный при поддержке Правительства Республики Татарстан и Республики Бурятия.
Проект «Татарская этника» (Татар этникасы. Tatar Ethnic) направлен на этнокультурное и творческое развитие детей, обучающихся в татарских образовательных организациях. В проекте будет внедрен новый учебно-методический комплекса (УМК) «Уңышның орлыклары – Точки роста». В УМК входит образовательная технология, модель творческо развивающей среды Tatar Ethnic, конспекты блоков занятий #йорт_дом, #агач_ дерево», #гаиле_семья. А также дидактическая игра «Татарская этника» с модулями: «Праздники татар», «Кухня татар», «Топонимика татар», «Одежда татар» (#татарбайрам, #татарашау, #татарчатопонимика, #татаркием) и электронное мобильное приложение для смартфонов «Этнословарик 3D+» на татарском и русском языках.
Логотип проекта представляет радушная белочка в узорном тюбетее, угощающая всех кедровыми орешками. Белка имеет большую дружную семью. Она — заботливая хозяйка и мать, она никогда не забывает о своих бельчатах и о родных, потому что семья для белки – главное. Белка запаслива, домовита, она активно трудится, чтобы обустроить свое гнездышко.
«Татарча диктант»
В рамках ежегодной всемирной образовательной акции «Татарча диктант», проводимой Всемирным конгрессом татар, Автономия татар Бурятии в сентябре провела свой диктант. В нем приняли участие 95 человек из Кяхтинского, Селенгинского, Мухоршибирского, Бичурского, Хоринского, Заиграевского районов республики, а также Дома дружбы Улан-Удэ. Организатором диктанта стал зампредседателя региональной национально-культурной автономии татар Мансур Газизянов.
Культурное событие объединило не только татар, но и многих друзей автономии, отмечают все педагоги школ. Уникальным стало то, что многие участники диктанта впервые писали на родном языке, для других татарский не является родным языком или языком общения. Люди разных национальностей просто пришли поддержать «своих татар» в стремлении вспомнить о корнях и традициях и поговорить на родном языке, на котором когда-то в 40-50-е годы разговаривали соседи, родители, дедушки и бабушки.
Тимофей Сивиков, с. Харашибирь:
– Мне понравилось участвовать в диктанте, было несложно. Мы сначала слушали запись сказки про мышонка, который упал в молоко, потом смотрели этот мультфильм на татарском, а уже потом писали. Мы с ребятами выучили даже несколько слов на татарском.
Кристина Закиева, улус Тэгда:
– Я впервые писала татарча диктант, было трудно, но очень увлекательно. Мы всем классом поддерживали друг друга, узнали много новых слов. Мы справились и поняли, что дружба и верные друзья нам всегда помогут прийти к цели.
Матвей Матвеевский, с. Харашибирь:
– А мне было трудно. Когда меня спросили, хочу ли я участвовать, сказал, что готов. Думаю, что написал средне, но в следующий раз, надеюсь, результаты будут лучше. Мне больше всего понравилось, чему нас учит история с мышонком. Надо быть всегда внимательным, не переставать трудиться, не опускать руки даже в самых безнадежных ситуациях.