Искусство объединяет человечество. Это сказал великий русский художник, мыслитель, археолог и философ Николай Рерих.
Но только в театре это видно воочию. Зрительному залу все равно, кто сидит в его креслах: какой национальности человек, вероисповедания, чина или статуса. Театр по-настоящему объединяет и уравнивает всех, рождая одинаковые для каждого чувства, когда зрители сопереживают героям, сочувствуют Катерине из «Грозы», ожидают «ревизора» или проходят путь искупления с Раскольниковым.
Работая со смыслами, театр исследует, прежде всего, человека с его болями, страхами, травмами, надеждами и мечтами. Автором может быть Мольер, Вампилов или весь народный фольклор мусульманского Востока, но любовь, ненависть, предательство, поиск своего пути знакомы каждому. Театр – это сфера работы души, и, конечно, чем лучше спектакль, тем эффективнее идет процесс, тем больше душевных струн может быть затронуто во время просмотра.
Зрителям Улан-Удэ в этом году удалось посмотреть действительно лучшие спектакли со всей России, так как В БУРЯТИИ ВПЕРВЫЕ ПРОШЛИ ГАСТРОЛИ РОССИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ «ЗОЛОТАЯ МАСКА».
«Золотая маска»
«Золотая маска» – главная театральная премия России, получить которую мечтает каждый режиссер, художник и артист. Она существует около 30 лет и за это время обрела статус фактически «Оскара», только в театральном мире. Театры Бурятии не раз боролись за награду и даже привозили ее в республику: то и дело входили в ее афишу и становились участниками внеконкурсных программ. Во многом этом заслуга молодых местных режиссеров Олега Юмова, Сергея Левицкого, Сойжин Жамбаловой, более активное участие театров в различных фестивалях, частое приглашение театральных критиков в Бурятию и, главное, качественные спектакли.
Улан-Удэ действительно в последние десять лет заявил о себе как о театральном городе, где публика искушенная, насмотренная, куда стремятся эксперты, чтобы увидеть постановки, созданные здесь, он стал заметной точкой на театральной карте России. Этот факт не раз отмечали и генеральный директор «Золотой маски» Мария Ревякина на предваряющей гастроли пресс-конференции, и президент фестиваля, народный артист России Игорь Костолевский на встрече с журналистами.
– Улан-Удэ – город по-настоящему театральный, со своей самобытной культурой, очень теплыми людьми. Ежегодно премьеры бурятских театров смотрели экспертные советы фестиваля, отбирали их в конкурсную афишу или кураторские программы, отмечали знаковые события в лонг-листе, – отметила Мария Ревякина.
– Улан-Удэ – необыкновенно театральный город, и мы смело везем сюда самые сложные спектакли, потому что понимаем – зритель это воспримет, – словно в унисон с коллегой повторил на пресс-ланче Игорь Костолевский.
И, действительно, «Золотая маска» привезла спектакли в различных жанрах: драму, оперу, балет, современный танец, оперетту и мюзикл, театр кукол, удовлетворяя вкусы и предпочтения самых разных зрителей.
Лучшие спектакли
Гастроли начались с мюзикла московского Театра Наций «Стиляги» Алексея Франдетти, который задал тон всему фестивалю, настроив зрителей на то, что их ждут яркие, интересные и разнообразные постановки. «Стиляги» отталкиваются от одноименного фильма Валерия Тодоровского и воплощают сюжет о советской молодежи на сцене театра. Все те же знакомые песни, яркие костюмы, безудержные танцы и история про свободу, творчество и любовь не могли не покорить улан-удэнскую публику. Живая музыка и сильные голоса артистов добавляли рок-н-рольного драйва зрительному залу, что он фактически пел и танцевал вместе с ними.
Театр Наций также привез комедию «Шведская спичка» на основе юмористических рассказов Антона Чехова «Шведская спичка» и «Супруга». В арсенале актеров были только яркие чеховские персонажи, которыми артисты жонглировали как в цирке. Они показали все еще легкий «студенческий» спектакль, несмотря на его очень долгую сценическую жизнь, где артисты гротесково существуют на сцене, примеряют на себя сразу несколько героев, показывают настоящие акробатические номера, музыкальные и вокальные таланты. И все это смотрится как большая актерская импровизация – игра в Чехова.
Финальным аккордом московского театра стала притча Тимура Бекмамбетова и Анны Викторовой «Ходжа Насреддин». Красивая, поэтичная история, рассказанная посредством театра кукол, покорила зрителей. Куклы говорили голосами известных артистов: Евгения Миронова, Константина Хабенского, Виктора Вержбицкого, Игоря Золотовицкого, Чулпан Хаматовой, Елизаветы Боярской и Инги Оболдиной. В эстетике старого черно-белого кино на глазах публики появлялся то средневековый азиатский город, то пестрый восточный базар, то дворец эмира Тимура.
Региональные коллективы в программе представляли Урал Опера Балет из Екатеринбурга с балетом в постановке Славы Самодурова «Ромео и Джульетта» и сказка «О рыбаке и рыбке» Театра кукол Республики Карелия.
В первом случае зрители увидели удивительную хореографию, сочетающую классический танец с контемпорари, костюмы, объединяющие casual с фрагментами полотен Возрождения, и опасно наклоненную красную декорацию, символизирующую и кровь, которая прольется, и страсть, с которой юные влюбленные отдаются чувству, и хрупкость первой любви. Во втором – сказку Пушкина, у Яны Туминой раскрывшуюся иными красками, как история о человеческой грешной натуре, жаждущей «злата и серебра», и покаянии. О том, как не пройденное испытание «медными трубами» затуманивает разум, лишает человека гармонии и любви. И что помогает ему прозреть и вернуться к по-настоящему важному – к своей потерянной душе.
Также в рамках «Золотой маски» в Бурятию приехали столичные театры: «Мастерская Петра Фоменко», показавшая свой знаменитый «Сон в летнюю ночь» Ивана Поповски по комедии Шекспира, и Театр им. Вл. Маяковского. Последний привез «Старшего сына» А. Вампилова и «Школу жен» Мольера в постановке Миндаугаса Карбаускиса.
«Сон в летнюю ночь» превзошел все самые смелые ожидания. Легкий, поэтичный спектакль с участием великолепных актеров: Карэна Бадалова, Галины Тюниной, Кирилла Пирогова, Игоря Яцко и других. Зрители вызывали артистов на поклон, кажется, по меньшей мере раз десять. Комедия покорила публику юмором, легкостью и воздушностью, витальностью, безудержной энергией и мощными актерскими работами. «Старший сын», конечно, стал знаковым показом, главную роль Сарафанова в нем исполнил президент фестиваля Игорь Костолевский, который отметил: «Для нас очень важно привезти Вампилова к вам, на родину автора. Мне необыкновенно дорог этот персонаж, как мне кажется, я чувствую его природу. Ведь этот спектакль о добре, о благородстве, о чести – это то, чего не хватает особенно сейчас. Эта роль на все времена. Ее играют многие актеры, по-разному играют, и в этом гений Вампилова, что ее можно по-разному играть и всегда интересно».
Завершилась «Золотая маска» в Бурятии показом «Школы жен», продолжительными овациями, словами благодарности в адрес организаторов и театров-участников и пожеланиями новых встреч.
Живые люди
Абсолютно разные спектакли по жанру, темам и воплощению от разных театров Москвы, Екатеринбурга, Петрозаводска, объединенные только «Золотой маской», на которую постановки или претендовали, или получили. Спектакли о свободе, о счастье, о поисках любви и признания, о душе, разочаровании, о стремлении к исполнению мечты, о нелегком выборе своего пути. Кажется, эти слова подходят для каждой привезенной в Бурятию театральной работы. Потому что эти спектакли о живых людях, о том, что их волнует, о чем они думают и мечтают.
«Золотая маска» в Бурятии стала настоящим праздником для театралов. C 2000 года фестиваль организует программу «Лучшие спектакли в городах России», делая доступными отмеченные премией постановки зрителям в самых разных уголках нашей необъятной Родины. Тем самым преодолевая культурные барьеры внутри страны. И впервые за 22 года «Золотая маска» добралась до Бурятии, а жители республики смогли посмотреть лучшие образцы современного театрального искусства.
Стоит отметить, что это одни из самых длительных и масштабных гастролей за всю историю существования программы. Но, как показывает последнее десятилетие, и нашим театрам есть что показать на фестивале в столице, куда театры Улан-Удэ регулярно выезжают. Вот такая она, многоликая театральная Бурятия.