Сегодня система российского здравоохранения идет по пути модернизации.
Те вызовы, с которыми столкнулась отечественная система здравоохранения в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, показывают, что человеческий и кадровый потенциал является самым важным элементом как в позитивном исходе борьбы с пандемией, так и в общей системе оказания медицинской помощи, а потому вопросы подготовки средних медицинских работников являются одними из самых ключевых на сегодняшний день. Как в настоящее время идет процесс подготовки кадров в одном из старейших профессиональных образовательных организаций Бурятии – Байкальском базовом медицинском колледже? Об этом мы попросили рассказать директора колледжа ЛЮБОВЬ НАМХАЕВНУ МИХАЙЛОВУ.
— Напомните, пожалуйста, когда было открыто Селенгинское медицинское училище, которое в дальнейшем стало называться Байкальским медколледжем?
— Медучилище открыли в далеком 1964 году. В то время потребность в средних медицинских кадрах была особенно острой. Страна развивалась,развивалось и здравоохранение, росли больницы, и всем нужны были средние медицинские работники. Молодой коллектив педагогов с энтузиазмом приступил к обучению оказания медицинской помощи и уходу за больными. Всего колледжем за прошедшие годы подготовлено свыше 7000 тыс. медицинских сестер, фельдшеров, медицинских лабораторных техников, фармацевтов, которые в разное время влились в трудовые коллективы медицинских организаций и результатами своей ежедневной работы доказывают высокий уровень полученного профессионального образования.
Важно и то, что в состав колледжа входит его филиал в городе Кяхте, что на границе с Монголией, имеющий свою собственную богатую биографию. Его история началась с 1947 года со школы сестер милосердия. С тех пор не раз менялись названия, но цель его всегда была одна – подготовка средних медицинских работников. Кяхтинский филиал и колледж имеют возможность максимально учитывать потребности муниципальных рынков труда и выстраивать единое образовательное пространство, гарантирующее качественную подготовку специалистов.
— Но время меняется, меняются образовательные задачи…
— Да, безусловно. И мы быстро реагируем на эти тенденции. Наше образовательное учреждение, осуществляющее подготовку средних медицинских кадров для практического здравоохранения Республики Бурятия, других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, гибко реагирует на потребности практического здравоохранения. Мы успешно справляемся с планом набора и выполняем государственный заказ по подготовке востребованных на рынке труда средних медицинских кадров, ведем работу по дополнительному профессиональному образованию и повышению квалификации средних медицинских работников.
— Как организуется сегодня учебный процесс и какие новые технологии внедряются?
— Организация учебного процесса в колледже базируется прежде всего на информационных, практико-ориентированных технологиях. С 2020 года вследствие пандемии COVID-19 мы ввели в практику работы педагогов колледжа электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, составляющие электронную информационно-образовательную среду, доступную всем участникам учебного процесса. Для закрепления полученных знаний, формирования общих и профессиональных компетенций на базе колледжа созданы симуляционные кабинеты, где обучение максимально приближено к реальным условиям. Здесь студенты отрабатывают манипуляции с учетом порядков и стандартов оказания медицинской помощи на современном лечебно-диагностическом оборудовании, а также готовятся к первичной аккредитации специалистов.
— Практические навыки – это замечательно. А как воспитать в медработнике высоконравственного гражданина?
— Воспитательной работе, в основе которой лежит система гражданско-патриотического, нравственного и духовного воспитания, мы уделяем особое внимание. Студенты колледжа активно участвуют в студенческом самоуправлении, волонтерском движении «Пульс», студенческом территориальном общественном самоуправлении Vita. Важной составляющей воспитательной среды колледжа является организация работы кружков и спортивных секций, которые предоставляют возможность студентам жить насыщенной жизнью, показывать высокие результаты не только в учебной, исследовательской, но и в творческой, волонтерской, спортивной деятельности.
Укрепляется и расширяется взаимодействие колледжа с медицинскими организациями Бурятии, которые объединяет совместная, в том числе проектная деятельность по подготовке и обучению будущих медицинских работников в рамках социального партнерства. В целях мониторинга рынка труда, информирования выпускников о вакансиях, сотрудничества с медицинскими организациями, поиска эффективных механизмов социального партнерства в колледже создан Центр содействия трудоустройству выпускников.
— А желающих приобрести профессию медика не стало меньше?
— Нет, не стало. В целом выпуск студентов колледжа за последние три года, как по бюджету, так и внебюджету, показывает устойчивую положительную динамику. Работодатели отмечают высокий уровень подготовки выпускников, их самодостаточность, быструю адаптацию к инновационным изменениям в здравоохранении, многие из них успешно трудятся в медицинских организациях регионов России, Монголии.
— Какие инновации вошли в практику работы колледжа?
— Успех профессиональной образовательной организации зависит в том числе от цели по достижению качества через создание системы менеджмента. В колледже мероприятия по внедрению СМК начаты в 2014 году, за этот период проделана большая работа – изучены теоретические основы системы менеджмента качества, разработана необходимая документация. В 2016 году колледж получил Сертификат соответствия международному стандарту ISO 9001, версия 2015. Сертификацию провел орган по сертификации систем менеджмента качества Юг-Тест, город Ростов. В 2019 году колледжем успешно пройдена процедура ресертификации, в 2020 году в дистанционном формате прошел очередной, четвертый аудит, подтвердивший соответствие качества образовательных услуг колледжа в области профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного образования требованиям ISO 9001:2015.
— А ваши преподаватели имеют опыт работы в практическом здравоохранении? У вас большой коллектив?
— Введение в образовательный процесс новых специальностей, программ подготовки кадров, актуальных направлений деятельности – заслуга всего преподавательского коллектива, который объединил творческих, ищущих, обладающих высоким профессионализмом людей. Образовательную деятельность в колледже осуществляют 66 преподавателей. Все педагоги имеют базовое профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин. Многие имеют большой опыт работы в практическом здравоохранении. Их высоким профессионализмом и личными качествами обеспечивается духовно-нравственное воспитание студентов-медиков, основанное на принципах совести и сострадания, милосердия и добродетели.
Коллектив колледжа активно развивает формы межрегионального и международного сетевого взаимодействия с субъектами Центрального, Сибирского, Дальневосточного и Южного федеральных округов России и Монголии, является членом Сибирской и Дальневосточной межрегиональной ассоциации работников системы среднего профессионального медицинского образования. В рамках ассоциаций преподаватели и студенты колледжа активно участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, в том числе региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia), в котором студенты колледжа и филиала неоднократно занимали призовые места: в 2018 году студенты колледжа заняли II и III места, в 2019 году студентка Кяхтинского филиала заняла в конкурсе I место.
Сплоченный коллектив единомышленников — студенты, преподаватели, административные работники и технический персонал Байкальского базового медицинского колледжа и его Кяхтинского филиала, объединенный едиными целями, решает важную задачу подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, с активной гражданской, жизненной позицией. И сегодня, когда приходят отзывы о работе выпускников Байкальского базового медицинского колледжа в «красных зонах» ковидных отделений, мы гордимся их именами и успехами.