Адаптация к школе — это период приспособления ребенка к условиям образовательного учреждения, то есть ребенок привыкает к регулярным урокам, порядкам и новым людям (учителям и одноклассникам).
Специалисты называют примерные сроки адаптации — от 5 недель до 7 месяцев. Длительность будет зависеть от сложившейся атмосферы в семье, психологических особенностей и характера ребенка, уровня его знаний, а также от типа школы и сложности обучающих программ.
СУЩЕСТВУЮТ ТРИ ОСНОВНЫХ ЭТАПА АДАПТАЦИИ:
1. Ориентировочный этап. Длительность 2–3 недели — ребенок изучает обстановку новой школы, принятые в ней правила, присматривается к детям, учителям. В это время у него может усиливаться физическое и психологическое напряжение, он может бояться чтото сделать не так или, наоборот, резко реагировать на какието фразы (пора делать домашнее задание), которые раньше воспринимал спокойно, расстраиваться из-за «пустяков» (запнулся), быстрее уставать.
2. Неустойчивое приспособление. Длительность от 2 недель до полугода — ребенок начинает искать и находить способы справиться с собой и с ситуацией. Он все еще нервничает, но уже более активно пробует общаться со сверстниками и отвечать на вопросы учителя.
3. Удовлетворительно устойчивое приспособление. Длительность от 6 недель до года — ребенок привыкает к новой жизни, наполненной учебой, понемногу справляется с учебной нагрузкой. Организм перестает реагировать на нее усталостью, раздражением и другими проблемами. У школьника появляется уверенность в собственном поведении, он может сам себе ответить на вопрос: «Я школьник, а что это значит?».
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Адаптироваться к школьным условиям очень сложно без поддержки взрослых. Разъяснения, уточнения, понимание и объятия — те родительские действия, которые необходимы для облегчения и ускорения процесса адаптации.
Как пройдет адаптация, зависит еще и от обстановки в классе. Если в классе интересно и комфортно, он не испытывает страх и тревогу, то быстро привыкнет. Создать такой дружелюбный климат для каждого ученика — главная цель педагога в адаптационный период. Учитель должен сохранять спокойствие, а ребятам предоставить возможность осваивать школьные нюансы в удобном темпе и режиме. Очень важно замечать успехи и поощрять учеников, следить за показателями их психофизического здоровья.
ТИПЫ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Легкая адаптация. Дети с этим типом привыкают к школе за 1–2 месяца, то есть к концу октября они уже осваиваются со статусом ученика. Они быстро вливаются в коллектив, почти сразу находят новых друзей. В классе у них почти всегда хорошее настроение, они охотно и добросовестно выполняют все, что говорит учитель. Иногда такие дети испытывают небольшие трудности с новым режимом дня, усвоением правил поведения в школе или не сразу идут на контакт с учителем и другими детьми, но все это со временем проходит.
Адаптация средней тяжести. Дети из этой группы не могут сразу принять ситуацию обучения, испытывают более серьезные сложности в общении с учителем и одноклассниками, капризничают, не хотят учиться. Обычно и усвоение школьной программы у них проходит намного тяжелее. Однако к концу первого полугодия они начинают выполнять требования, которые ставит перед ними школа. Но для этого им нужна помощь и поддержка родителей и педагогов.
Тяжелая адаптация. Дети не справляются с программой класса, негативно относятся к школе, конфликтуют с учителем и ссорятся, дерутся с одноклассниками. Проблемы с успеваемостью и поведением могут быть связаны с эмоциональными, психоневрологическими нарушениями, недостаточным развитием необходимых навыков, общей неготовностью к школе или другими факторами. Таким детям необходима помощь педагогов и психологов! Специалисты обязательно помогут родителям выяснить и устранить причину тяжелой адаптации. Если же пустить все на самотек, это может навредить развитию и даже здоровью ребенка.
Условия для успешной адаптации к школе:
• в семье поддерживают адекватные воспитательные методы;
• взрослые уважают права детей;
• в семье родители уделяют внимание к образованию детей, занимаются развитием, прививают любовь к знаниям.
Педагоги-психологи советуют следовать следующим семи рекомендациям:
1. Придерживаться стабильного распорядка дня (часы занятий и отдыха должны чередоваться).
2. Следить, чтобы сон ребенка был спокойным и продолжительным (в возрасте от 7 до 10 лет ребенок должен спать ночью примерно 10 часов, с 11 до 17 лет сон должен составлять 8 часов).
3. Организовать комфортное рабочее место для выполнения школьных заданий (выбрать удобную мебель в соответствии с ростом, подумать о правильном освещении стола).
4. Регулярные прогулки (от двух часов в день).
5. Составить рацион здорового и систематического питания.
6. Стараться позитивно относиться к окружающим людям, подавая ребенку пример дружеских взаимоотношений.
7. Исключить игры на компьютере и смартфоне (и другую активную деятельность, возбуждающую нервную систему) перед сном.
ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ
Родители первоклассников или школьников, которые по какимто причинам поменяли класс или школу, зачастую теряются и не знают, чем они могут помочь своему ребенку побыстрее освоиться в незнакомых условиях, чтобы начать дружить с одноклассниками и плодотворно осваивать школьную программу.
1. Хвалите своего ребенка даже за незначительные достижения. В период адаптации не следует обращать внимание на оценки и вести строгие воспитательные беседы. Пусть ваш малыш чувствует вашу любовь и поддержку.
2. Старайтесь, чтобы ваши требования соответствовали возможностям и возрасту ребенка.
3. Дайте ребенку уверенность в себе, акцентируя внимание на тех действиях, которые получаются у него лучше всего.
4. Поговорите с ребенком начистоту, спросите, что ему нравится в новой школе, а что раздражает или пугает. Не надо считать, что детские проблемы — ерундовые и не стоят вашего внимания. Фразы: «Это все такие мелочи!», «Не обращай на них внимания!» стоит исключить.
5. Проводите с ребенком побольше времени: погуляйте вместе в парке или посмотрите добрую сказку, мультфильм, кино.
6. Создайте дома условия для полноценного отдыха и абсолютного спокойствия. Дом должен стать для ребенка той самой безопасной крепостью, где все тревоги уходят, а все люди понимают и любят друг друга.
Можно считать, что ребенок полноценно освоился и адаптировался к школьной среде, если он: • с радостью делится школьными событиями, своими победами и неудачами; • спокойно спит ночью, а днем активен и любопытен; • редко болеет; • не испытывает сложностей в самостоятельном выполнении школьных заданий; • дружит с одноклассниками и без страха общается с педагогами, знает всех по именам; • не стесняется обратиться к учителям за помощью; • знает, где расположены в школе столовая, туалет, раздевалка и без проблем их посещает.
ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ — ЭТО НЕПРОСТОЙ ПУТЬ К НОВОЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ, КОТОРЫЙ ПОТРЕБУЕТ СЕРЬЕЗНЫХ ЗАТРАТ СИЛ И ЭНЕРГИИ НЕ ТОЛЬКО РЕБЕНКА, НО И ОКРУЖАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ. И ОТ ТОГО, КТО ИМЕННО БУДЕТ СОПРОВОЖДАТЬ РЕБЕНКА НА ЭТОМ ПУТИ, ЗАВИСЯТ ЕГО СЛОЖНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ.