Новые вызовы современности требуют от всех специалистов здравоохранения большей выдержки и стрессоустойчивости.
Причем эти требования касаются не только врачей и среднего медицинского звена, но и других служб: кадровой, финансово-хозяйственной и т. д. Накануне профессионального праздника мы поговорили о психологическом здоровье медицинских работников с главным внештатным специалистом Минздрава Республики Бурятия по медицинской психологии ЛАРИСОЙ САНСАНОВОЙ.
– Медикам сейчас чрезвычайно нелегко. Что может способствовать преодолению стрессов?
– Все службы сейчас мобилизуются и работают в условиях быстрого реагирования, когда необходимо в сжатые сроки решать очень много срочных задач. Также, помимо борьбы с новой коронавирусной инфекцией, медицинские организации продолжают оказывать помощь в рамках своих направлений, но уже в более сложных ограничительных условиях. Все это, безусловно, повышает уровень рабочих или организационных стрессов.
Учитывая высокий уровень организационного стресса в условиях пандемии COVID-19, психообразование медицинских работников становится особенно значимым. Отношение специалиста к стрессу, его поведение в новых условиях и стиль взаимодействия с коллегами, пациентами играют важную роль в сохранении собственного психологического здоровья. Повышение уровня самопознания и формирование у себя навыков эффективного поведения способствуют преодолению организационного стресса.
– Мы все одинаковы и все разные: у каждого ведь свой тип поведения, своя способность противостоять стрессу.
– Да, это так. Наиболее сложными и влияющими на здоровье человека считаются так называемые типы поведения А и D. Они могут встречаться у людей любых профессий, включая медработников.
- Поведение типа А было выявлено врачами кардиологами, когда они обратили внимание на то, что многие их пациенты, страдающие сердечнососудистыми заболеваниями, часто ведут себя достаточно агрессивно. Они напористы, постоянно создают условия жесткой конкуренции, у них сильные тенденции к противоборству и постоянная потребность одерживать победу. Они нетерпеливы, не могут ждать, стоять в очереди, быстро передвигаются и быстро кушают, проявляют нетерпение в дорожных пробках. И в своей профессиональной сфере они нетерпеливы и раздражительны, и тем самым у них выше восприимчивость к стрессам.
- Поведение типа D, или дистрессорный тип. Для этого типа поведения характерна комбинация негативных эмоций с их сдерживанием, подавлением, а также неуверенностью в себе. За медицинской и психологической помощью такие люди обращаются крайне редко. Такое поведение негативно влияет на качество жизни человека, ухудшает социальное взаимодействие и может привести к конфликтам. Распространенность данного типа поведения также выше среди людей с сердечной недостаточностью, чем в общей популяции. Эти типы поведения встречаются у людей с высокой восприимчивостью к рабочим стрессам. – Какие рекомендации для снижения восприимчивости к организационному стрессу вы бы дали?
- Будьте гибче. Негативные типы поведения (как, например, типы А и D) отличаются ригидностью в поступках и общении. Гибкость полезна во всем: в клинической практике, в общении с пациентами и их родственниками, со своими коллегами. Когда человек не способен гибко переключаться в новых условиях, он испытывает стрессы и связанные с ними проблемы со здоровьем.
- Расширяйте свой профессиональный кругозор. Развитие компетенций дает специалисту уверенность в себе и способствует дальнейшему росту. Неважно, какой человек профессии – врач, медсестра, бухгалтер или программист. Золотое правило профилактики выгорания – постоянное развитие. Возможностей для профессионального роста много. Особенно с развитием онлайн-технологий доступ к интересным научным и практическим мероприятиям стал еще шире.
- Формируйте профессиональные связи. Важно чувствовать себя частью команды единомышленников и профессионалов. Это не только членство в ассоциациях и сообществах, но и постоянные деловые связи с коллегами из своей и других организаций, других регионов. Для решения рабочих задач, обмена опытом, собственного развития и реализации интересных проектов очень важны эти связи.
- Поддерживайте здоровый микроклимат в коллективе – это зависит от всех и каждого. Уважительное отношение коллег друг к другу и поддержка повышают стрессоустойчивость.
- Не забывайте об активном отдыхе и собственном здоровье. Профилактика и своевременное лечение недугов.
В условиях борьбы с пандемией эффективной мерой является внедрение корпоративных программ по укреплению здоровья медицинских работников. Берегите себя!