При Медицинской Палате Республики Бурятия работает комиссия по выдаче представлений на разрешение занятий народной медициной.
В составе комиссии люди чрезвычайно авторитетные и серьезные. Как осуществляется законодательное регулирование народной медицины (целительства)? Кому и при каких условиях выдается разрешение на практикование методов народной медицины? Кто имеет право его получить? На эти вопросы мы попросили ответить членов этой комиссии.
Все в рамках закона
Председатель Медицинской Палаты Республики Бурятия А. Д. Иринчеев:
— Народная медицина существует не одно тысячелетие и распространена во всем мире. Не случайно Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла Стратегию народной медицины (2014— 2023 гг.), в которой к системам народной медицины отнесла традиционную китайскую медицину, индийскую аюрведу, арабскую медицину унани. В странах, где система здравоохранения основана на аллопатической медицине или где народная медицина не включена в национальную систему здравоохранения, она часто определяется как дополнительная или нетрадиционная.
Еще в 2008 году была принята Пекинская декларация Конгресса ВОЗ по народной медицине, в которой отмечалось, что знания народной медицины, видов лечения и практики должны уважаться, сохраняться, широко распространяться и надлежащим образом основываться на обстоятельствах каждой страны. Правительства несут ответственность за здоровье населения своих стран и должны обеспечивать надлежащее, безопасное и эффективное использование народной медицины. В развитие положений Пекинской декларации на Всемирной ассамблее здравоохранения была принята резолюция «Народная медицина», где нетрадиционная медицина признана одним из ресурсов служб первичной медико-санитарной помощи. Но все это в Китае, а что в России?
Основным актом, дающим право каждому гражданину Российской Федерации на получение медицинской помощи, является Конституция. Согласно ст. 41 Конституции РФ, «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Выполнение данного постулата возложено на существующую систему здравоохранения, одним из элементов которой является народная медицина, что подтверждено ст. 50 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Но некоторые люди весьма скептически относятся к результатам практического применения народной медицины, не доверяют народным целителям. Чтобы исключить мошенничество в этой сфере, на сегодня предпринимаются определенные шаги по разработке соответствующего законодательного регулирования.
Согласно п. 2 ст. 50 ФЗ № 323, для занятий народной медициной необходимо получить разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья. Решение о его выдаче «принимается на основании заявления гражданина и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации либо заявления гражданина и совместного представления медицинской профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации. Разрешение дает право на занятие народной медициной на территории субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти которого выдано такое разрешение». Еще в 2015 году Министерство здравоохранения Бурятии подготовило приказ, суть которого сводилась к тому, что деятельность так называемых нетрадиционных врачевателей отныне подлежит «лицензированию». Тем, кто занимается народными методами лечения, ведомство начало выдавать специальные разрешения. Но, чтобы получить подобное разрешение, изначально народный целитель должен пройти через нашу комиссию, созданную при Медицинской Палате РБ, и получить представление на разрешение. Комиссия состоит из четырех человек, в числе которых члены комиссии: д. м. наук, профессор БНЦ СО РАН С. М. Николаев, гл. реабилитолог Минздрава РБ, завотделением восстановительного лечения РКБ им. Семашко В. П. Болдогуева, председатель комиссии – А. Д. Иринчеев и зам. председателя комиссии, директор мединститута БГУ, к. м. наук. доцент А. О. Занданов. Люди все опытные, способные дать объективную оценку тем, кто хотел бы заниматься народной медициной. Предварительно мы рассматриваем и обсуждаем предлагаемые заявителем методы и способы лечения, он должен предъявить документы о высшем или среднем медицинском образовании и дополнительных курсах, которые прошел, чтобы освоить тот или иной способ народной медицины. Окончательное решение о праве заниматься народным целительством выдает Минздрав РБ на основании нашего представления.
Надо отметить, что за последние три года мы выдали всего около 10 представлений на разрешение в силу того, что не все обратившиеся к нам смогли пройти отбор. Поэтому те, кто его прошел, сейчас уже практикуют свои методы на основании выданных разрешений. Если пациенты решили обратиться к народному целителю, то вы вправе потребовать у него предоставить вам официальное разрешение Минздрава РБ. Если его у народного целителя нет, то вы рискуете своим здоровьем. В настоящее время Административный кодекс предусматривает ответственность за незаконное занятие народной медициной (без получения разрешения, установленного законом). И об этом надо, безусловно, знать.
«Ответственность на нас высокая»
Сергей Матвеевич Николаев, доктор медицинских наук, профессор БНЦ СО РАН:
— Издавна на территории этнической Бурятии широко была распространена народная медицина, которой, по сути, и пользовался народ без всяких на то разрешений. Эмчи-лам готовили в буддийских монастырях, и древние знания передавались из поколения в поколение. Среди тех, кто сегодня пришел к вам в Медицинскую Палату за получением представления на разрешение работать народными целителями, были эмчи-ламы?
— Вы правы, фактически традиционная медицина в Бурятии сформировалась в конце 17 века. Именно тогда буддизм был принят как государственная религия, и это очень способствовало распространению тибетской традиционной медицины не только в нашей республике, но и по всей территории Сибири, где проживали буряты. Впрочем, буряты и раньше были знакомы с тибетской и монгольской медициной. Во время широких миграций по территории Азии в 15—16 вв., когда границ не существовало, а торговые связи были достаточно устойчивыми, у тех же купцов была возможность перемещаться, перенимать опыт. Они уже тогда были знакомы и с восточными методами врачевания.
В последующем эта особая самобытная медицина Бурятии сформировалась при доминирующем влиянии тибетской, монгольской, китайской и русской медицинских школ. И особенностью ее является превалирование восточных школ с одновременным заимствованием русского траволечения. Именно Россия внесла траволечение в мировое развитие медицины. Если, скажем, Германия дала человечеству гипноз, Египет — водолечение, Индия — массаж, Монголия – прижигание, Китай – иглотерапию, то Россия — траволечение.
Среди восьми человек, кто первыми обратился в Медицинскую Палату, были всем известные эмчи-ламы: Чимит-Дорж и Ямпил-багша. Это известные личности, за плечами которых опыт и знания. Они многочисленными примерами выздоровлений пациентов (российских, зарубежных) доказали, что способны вести врачебную практику и добиваться многочисленных выздоровлений. Никто не может сомневаться в их компетенциях и опыте. Но закон есть закон, и если региональное правительство сказало, что необходимо для ведения практик получить разрешение, то они одними из первых пришли к нам. Мы знаем, что у них есть и помещения, где они принимают, и умение составлять по старинным рецептам лекарства, и медицинское образование, поэтому выдали им разрешение на ведение практик.
– А вы сами когда-нибудь обращались за помощью к эмчи-ламам? Случалось такое, когда вы начали исследования в области традиционной медицины Бурятии?
– Тут важно напомнить, что исследования в области традиционной восточной медицины начались с того, что в 1968 году под руководством кандидата исторических наук Пурбо Балданжаповича Балданова была организована небольшая группа сотрудников, которая занималась в основном Атласом тибетской медицины. Буквально через год пришло понимание, насколько серьезное дело затеяли. В связи с этим круг единомышленников был расширен, создан музей письменных памятников Востока, куда собраны все ценные трактаты, проходила их инвентаризация, и одновременно писался научный проект по теме описания лечебных свойств тибетских лекарственных средств. У истоков создания этого направления стояли Пурбо Балданжапович Балданов, кандидат медицинских наук Эльберт Гомбожапович Базарон, кандидат медицинских наук Михаил Олзоевич Петушинов, ботаники Софья Майоровна Баторова и Тамара Анатольевна Асеева. Именно при инвентаризации, сборе и поиске тибетских трактатов активное участие принимали эмчи-ламы, то есть носители живой традиции, они же и помогали при переводе на русский язык с тибетского, со старомонгольского. Это Жендуй Жапов, Жимбаха Цыбенов, Мунко Дашиев, Лодо Ямпилов, врач Бежан Батуевич Батуев, Даши-Нима Бадмаев, Галдан Ленкобоев и ряд других. Мы их приглашали на должности консультантов, старшими лаборантами или же инженерами на полставки на определенный период времени.
Отдел работал на правах института самостоятельно, имел свой ученый совет. В 1981 году, когда в Академии наук СССР начался процесс укрупнения научных подразделений, отдел биологии и отдел медицины были объединены в Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН. Для внедрения результатов исследований мы работали в связке с Центром восточной медицины, созданным в 1989 году Баиром Гвибаловичем Бальжировым с целью внедрения на практике уникальных разработок Бурятского научного центра. Идея о создании Центра была Бальжирова, а мы поддержали и помогали. Так что с эмчи-ламами мы никогда не переставали работать.
– Что требуете от тех, кто хотел бы заниматься народным целительством? Были ли случаи, когда вы отказывали заявителям?
– Мы требуем только то, что требует закон. У заявителя должен быть диплом о высшем (среднем) медицинском образовании, а в случае его отсутствия сертификат или иной документ об окончании курсов первой медицинской помощи. Мы обсуждаем предлагаемые целителем методы и способы лечения, узнаем у него, каких последствий он хочет ими добиться. В помещении, где проходят приемы граждан, на видном месте должны быть размещены копии всех документов «народного» врача, включая применяемые им методы оздоровления. Также в свободной форме обязательно должен вестись журнал учета пациентов.
ОСОБАЯ САМОБЫТНАЯ МЕДИЦИНА БУРЯТИИ СФОРМИРОВАЛАСЬ ПРИ ДОМИНИРУЮЩЕМ ВЛИЯНИИ ТИБЕТСКОЙ, МОНГОЛЬСКОЙ, КИТАЙСКОЙ И РУССКОЙ МЕДИЦИНСКИХ ШКОЛ.
Необходимо отметить, что федеральное законодательство не регулирует работу целителей, поэтому подобные нормативно-правовые акты разрабатываются на региональном уровне, что и сделало наше правительство РБ. Данный проект нормативноправового акта разработан на основе ст. 50 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В итоге специальная комиссия в течение 30 дней принимает решение о выдаче или лишении разрешения на целительство. Кстати, заявитель может получить отказ в том случае, если виды и методы лечения не относятся к народной медицине, носят оккультно-магический характер или являются религиозным обрядом. Кроме того, хочу подчеркнуть, что лечить онкологию, болезни крови, беременных и множество других заболеваний народные целители не могут.
Народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, и по которым они смогли получить к базовому медобразованию сертификат об окончании определенных курсов, к примеру рефлексотерапии, фитотерапии, мануальной терапии и т. д. Были случаи, когда такие сертификаты об окончании курсов были просрочены, а медицинские знания обновляются каждый год на 50%, и об этом надо помнить. В таком случае мы категорически отказываем. Ответственность на нас чрезвычайно серьезная и на тех, кто занимается народным целительством. Постулат «не навреди» никто не отменял. Ведь речь идет о здоровье людей. Любой медицинский работник сегодня может уйти из государственной системы и заняться частной практикой, но при этом он должен много раз подумать об ответственности, которую на себя берет. И, несмотря на то, что члены нашей комиссии требовательно относятся к вопросу выдачи разрешений, последнее слово за министерством здравоохранения. Но с нас ответственности никто не снимает.
СТАТЬЯ 50. НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА
- Народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов.
- Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
- Решение о выдаче разрешения на занятие народной медициной принимается на основании заявления гражданина и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации либо заявления гражданина и совместного представления медицинской профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации. Разрешение дает право на занятие народной медициной на территории субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти которого выдано такое разрешение.
- Лицо, получившее разрешение, занимается народной медициной в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
- Лишение гражданина разрешения на занятие народной медициной производится по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавшего такое разрешение, и может быть обжаловано в суд.
- Народная медицина не входит в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
- Незаконное занятие народной медициной, а также причинение вреда жизни или здоровью граждан при занятии народной медициной влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.