Чувствуют ли они поддержку федерального округа?
ЭВЕНКИ – ОДИН ИЗ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, сохранившие свою самобытность и традиционные религиозные верования. Эвенков называли «аристократами Сибири», «французами тундры и тайги». Как сохраняют традиционный образ жизни эвенки Бурятии, стали ли они ближе к коренным малочисленным народам Дальнего Востока? Об этом нам рассказали эвенкийки Ольга Имеева и Олеся Мордонова, которые вернулись в свои родные места и возрождают свою семейнородовую общину. Обо всем этом в нашем материале.
В приоритете – семейно-родовая община
Ольга родом из Баунтовского эвенкийского района, п. Багдарин. Мама у нее эвенкийка, отец – бурят из Тункинского района. У эвенков национальность и корни идут по материнской линии. Она рассказывает: «Моя мама и ее родственники всю жизнь прожили в поселке Окунево, работы не боялись. Была песцеферма, ходили на охоту, ловили рыбу, держали оленей. С самого детства были приучены и видели жизнь настоящих эвенков. С Олесей у нас один род – Мурдочер, мы сестры, поэтому фамилия у нас Мордоновы. Я же по отцу Имеева, а у мамы фамилия Мордонова».
Олеся тоже из Баунтовского эвенкийского района. Училась в Багдаринской эвенкийской школе-интернате. При школе был создан центр эвенкийской культуры, где она посещала всевозможные кружки. Олеся одна из первых выпускниц образцового детского эвенкийского ансамбля «Хосинкан». «Я тоже с самого детства старалась участвовать во всех мероприятиях, которые проводились центром эвенкийской культуры. Три года, с 2016 по 2019, я была руководителем филиала в Баунтовском эвенкийском районе ассоциации коренных малочисленных народов Севера. Поэтому не понаслышке знаю проблемы, касающиеся моего народа. И когда мы с сестрой вступили в семейно-родовую общину, было значительно проще решить какой-то вопрос, потому что мы уже знаем, к кому обратиться и кто может посодействовать».
Из 45 коренных малочисленных народов Севера (КМНС) России значительная их часть проживает на Дальнем Востоке – это нанайцы (гольды), ульчи, негидальцы, нивхи (гиляки), эвены (тунгусы – ламуты), эвенки (тунгусы), удэгейцы (удэ), орочи, ороки, нивхи, чукчи, юкагиры (одулы), чуванцы, алеуты, коряки, ительмены (камчадалы), эскимосы (инуиты), кереки, чуванцы (этели), долганы.
«Община была создана 20 марта 2014 г. нашим дядей Торгоновым Юрием Хандаевичем, подхватывает разговор Ольга. Сейчас он занимает должность председателя общины. Основной вид деятельности – добыча рыбы. В общине состоят все наши родственники. Активно занимаемся развитием общины, хотим добавить новые виды деятельности, в том числе развитие оленеводства. Этот вопрос ставим в приоритет. Но надо понимать, что для того, чтобы разводить оленей, нужны земли, пастбища. Чтобы получить эти земли, мы отправились в республиканское агентство лесного хозяйства для оформления документов и столкнулись с некоторыми проблемами. В первую очередь это то, что услуги по выделу земли, того же гектара, стоят немалых денег, в том числе каждый запрос в исполнительный орган, каждая бумага. Но решение этого финансового вопроса тронулось с места».
Субсидии под оленеводство
«10 августа 2020 г. состоялось рабочее совещание ассоциации коренных малочисленных народов Севера в правительстве Бурятии, разработана дорожная карта, включающая вопросы предоставления земельных (лесных) участков для северного оленеводства, содействие в создании юридических лиц (хозяйств) сроком до 31 декабря 2020 года. Сейчас уже на стадии подписания решение о том, что государство берет на себя все обязательства, в том числе и финансовые, по оформлению земель. В итоге земли будут выделены нам бесплатно, и поскольку мы не платим земельный налог, у нас останется только плата за аренду, а там сумма не такая большая. Аренда составит 49 лет».
Вот так, как первопроходцы, две хрупкие девушки вместе с сотрудниками Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив разбирались во всех тонкостях и нюансах этого важного вопроса. Следующий шаг состоял в том, чтобы выписку о выделенных землях предоставить в республиканское агентство лесного хозяйства, которое должно отфильтровать и уже точно определить, где земли для пастбищ, а где болота, реки. Это справедливо, потому что если дают гектар пастбищ, то это и должны быть пастбища.
Сейчас в Баунтовском районе есть две оленьи фермы, но они не могут получить субсидии, потому что у них нет земель под оленей. А субсидии не дают, потому что места пастбищ попадают под сибирскую горную лесорастительную зону, где, по старому постановлению, в этой полосе невозможно содержание оленей. Этот вопрос о выводе земель из-под этого постановления решается уже на протяжении многих лет. Сейчас есть какие-то подвижки, потому что вопрос взял под свой личный контроль Глава Бурятии Алексей Самбуевич Цыденов. Девушки надеются на скорое решение, потому что вместе с ним решится проблема с субсидированием оленеводства, так как содержание оленей очень трудное и затратное дело. Отметим, что ежегодно на поддержку социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока выделяются субсидии.
«На сегодня есть предварительная договоренность о приобретении оленей в Забайкальском крае, Кадарском районе, с. Кюсть-Кемда, в родовой общине эвенков «Амикан». Основная наша цель – возрождение традиционного образа жизни и хозяйствования эвенков, а также сохранение наших исконных земель. Здесь наши родовые места, и мы хотим их сохранить, сохранить нашу тайгу. Мы должны хоть что-то оставить будущему поколению. Еще одна наша задача – возрождение п. Окунево, численность которого не превышает 10 человек. В поселке отсутствует электричество, дороги, они изолированы от райцентра», делится сокровенным Ольга.
Чувствуем свою ответственность
Трудно найти людей, которые будут жить в тайге, тем более оленеводов. Но, к счастью, у них есть такой человек – Мордонов Александр. Он застал те времена, когда в эвенкийских семьях были олени, он умеет ими управлять, поэтому оленье хозяйство будет полностью на нем. На вопрос, для чего они это делают, девушки отвечают не задумываясь: «Все это мы делаем, потому что душа болит за свой народ, за наши земли, мы чувствуем свою ответственность. Пришло и наше время что-то сделать для своего рода, для всех эвенков».
Так, сталкиваясь с проблемами земляков, девушки решили, что нужен инструмент, с помощью которого они смогут популяризировать традиционную культуру эвенков. В век интернета и социальных мессенджеров ответ нашелся быстро: инстаграм. 24 октября 2019 г. был создан аккаунт в инстаграм «Эвенки КМНС». Эта платформа быстро стала популярной и вызвала интерес у жителей не только Бурятии, но и других регионов. Выяснилось, что многие люди не только в Бурятии, но и в России не знали, что одним из коренных народов Бурятии являются эвенки, что есть районы компактного проживания эвенков, что они занимаются рыболовством, оленеводством.
С развитием аккаунта первое, что сделали девушки для популяризации эвенкийской культуры, провели конкурс рисунков «Аявун», что значит «любовь», по трем номинациям: «Тотемы», «Логотипы», «Род». Победителям были вручены денежные призы. «Тогда мы и увидели, что тема интересная, она вызвала живой отклик у жителей разных регионов нашей страны. Победителей выбирали по количеству лайков, но для себя все же отметили и другие работы, которые в последующем хотим использовать как иллюстрации на футболках, для сувенирной продукции. Особая благодарность государственному политическому деятелю и члену Совета Федерации ФС РФ Вячеславу Михайловичу Мархаеву, который нам помог и советами, и финансами», продолжает Ольга.
Первым, кто назвал эвенков французами тайги, был Фердинанд Врангель: «за легкий и покладистый нрав». Что же до фраков, разумеется, о настоящих фраках речи не шло, но их национальный наряд был очень на него похож, только из шкуры и вышитый бисером. Последнее обстоятельство тоже добавило эвенкам славу местных французов: они, как и французы, серьёзно относились к своей одежде и украшали её настолько, насколько позволяло место. Во всяком случае, вряд ли где-то в Сибири есть еще народ, который бы украшал свой «фрак» с таким усердием.
К слову, в этом году они выиграли грант совместно с национально-культурной автономией эвенков Республики Бурятия (руководитель Мария Бодоуловна Бадмаева) на сумму 200 000 рублей. Проект «Дюду олан» («Домашняя мастерица») направлен на содействие занятости населения. Есть эвенкийские мастерицы, про которых говорят «меткий глаз»: глазомер у них отличный, они шьют хорошо, но при этом нигде не работают, потому что живут в отдаленных местах. И проект как раз направлен на трудоустройство таких людей. Они будут закупать бисер, а мастерицы будут шить изделия для коллективов фольклорных ансамблей, у которых в репертуаре есть северные танцы. Во-первых, будут трудоустроены люди, во-вторых, помогут ансамблям и, в-третьих, будут возрождать традиции. Ведь изделия из бисера – это очень тонкая, кропотливая ручная работа. Для этого они планируют объездить северные районы, проводить консультации и мастер-классы. В рамках этого гранта будет также выпущен эвенкийский тематический календарь-словарь.
В этом проекте будут задействованы художники, которые участвовали в конкурсе. То, что девушки планируют, будет очень интересным, и это чувствуется по тому, как увлеченно они рассказывают. Тот же национальный эвенкийский костюм – в нем все уникально: нагрудник, дэрбэк (повязка на голову). Нагрудник – это визитная карточка эвенка. Раньше эвенки при встрече своих сородичей, не спрашивая, могли определить, какого он рода, семейное положение и т.д. Это целая история, которая читается по знаковой системе. Они гордятся танцами. Не все знают, как правильно исполняются эвенкийские танцы и его особенности. Это, прежде всего, плавные, мягкие движения «по мху», а также имитация животных и птиц. А традиционная кухня – это дары природы, оленье и дикое мясо. Вы даже не представляете, какое оно вкусное. И сейчас можно все это возрождать, главное сделать это трендом, чтобы было востребованным, красивым, традиционным. Сейчас девушки шьют себе эвенкийские костюмы для участия в конкурсе «Национальный костюм эвенков в Бурятии на рубеже веков» в рамках фестиваля «Аристократы Сибири».
«Кроме того, мы связались с сотрудником РАН, этнографом Кариной Мищенковой, которая занимается эвенками. Она разработала настольную игру «Урикат», которая своей целью ставит популяризацию эвенкийского языка. И она готова нам предоставить эту игру. Мы уже составили список желающих из разных районов нашей республики. Игра представлена на двух эвенкийских диалектах, и это тоже очень приятно. Также хотелось бы еще найти спонсоров и обновить эвенкийский комплекс в Этнографическом музее народов Забайкалья», делятся планами девушки.
Ольга и Олеся понимают, чтобы лед тронулся, нужно начать с себя, стать примером. Поэтому они начали с общины, теперь у них есть полное право заявить о себе. Как отметила Олеся: «Когда мы были подростками, нам казалось, что весь мир перед нами, только выбери путь. Вот и попробовали себя в разных сферах. И то, чем мы сейчас занимаемся, это самое лучшее, это то, к чему лежит душа». Но такой выбор приходит с возрастом и не ко всем. Так, потомки аристократов Сибири не оставляют мыслей о возрождении и сохранении своей самобытной, уникальной культуры.
Лариса Бурунова