В НАЧАЛЕ 2000-Х ГОДОВ в Улан-Удэ машины мыли везде, где можно: возле домов, водоколонок и особенно на реке Уде.
Экологам была поставлена задача – навести порядок в границах водоохранных зон. Инспекторы стали проводить ежедневные рейды, даже в выходные дни.
В один из таких дней – 6 июня – старший госинспектор Бурприроднадзора Андрей Посохов с сотрудником ГИБДД Мунко Аригуновым охранял береговую зону Уды под Новым мостом. Погода была жаркой, отдыхающих полно. Многие приехали на машинах, как и дедушка М. с десятилетней внучкой и ее подружками. Те пошли купаться. Когда одна из девочек стала тонуть и звать на помощь, госинспектор, не раздумывая, бросился в воду. И, несмотря на сильное течение, спас ребенка, а потом еще два часа нес службу в мокрой одежде. Дедушка написал благодарность и привез ее сам в Министерство природных ресурсов. А Андрей Алексеевич отшучивался, мол, так бы поступил каждый из мужчин. Награду за спасение утопающих ему так и не дали, впрочем, она ему и не требуется. Главное ведь – уважение людей.
Свое уважение он заслужил честной работой. В Министерство природных ресурсов РБ пришел в 2005-м, затем перешел в Бурприроднадзор, где и проработал до 2018 года. Прошел все ступени роста: от главного специалистаэксперта, консультанта до заместителя начальника отдела экологического, геологического и водного контроля и надзора.
– Трудно разделить наше Министерство природных ресурсов и Бурприроднадзор, потому что всегда работали вместе, слаженно и успешно, – вспоминает Андрей Алексеевич Посохов. – Многие из тех, кто пришел в министерство, затем перешли на работу в Бурприроднадзор, в том числе мой руководитель Сергей Гаврилович Щепин, а вместе с ним я. С ним мне пришлось пройти все этапы образования, становления и развития этих природоохранных структур.
Когда в октябре 20007 года нас, 26 инспекторов, уволили из министерства – это был такой переходный период, то Игорь Гаврилович Петров, Сергей Алексеевич Нестеров и я месяц работали бесплатно. Получали правоустанавливающие документы, заказали печать, разрабатывали бланк службы. Помню, в правительстве у меня спросили: «Какая у вас электронная почта», я ответил: «Щепин собака точка ру». Смеялись все дружно.
Еще в министерстве остро стоял вопрос обеспечения инспекторов автомобилями. Я помню сам, как на первую проверку шел пешком, а путь неблизкий – на «Силикатку» к индивидуальному предпринимателю, который занимался рыбопереработкой. Я иду, а меня обгоняют самосвалы, краны, большегрузные авто, а я в этой пыли топаю. Это как на хромой лошади догонять автомобиль или самолет. В МПР нам давали проездной на трамвай, но это никак не помогало решению оперативных вопросов экологического контроля, ведь надо было все успеть и надлежащим образом. Надо отдать должное замминистру Баиру Дугаровичу Ангаеву, он всегда давал свой служебный автомобиль инспекторам, которые осуществляли проверки, а сам ездил на трамвае. Мы тогда еще базировались коллективом на улице Солнечной.
Когда образовался Бурприроднадзор, нам выделили всего две машины. «Волгу» отдали руководителю, а «таблетку» – лесникам. А все инспекторы остались опять «безлошадными». Работая в министерстве, мы не раз писали письма в Правительство Бурятии о необходимости авто, но вопрос никак не решался. С образованием службы было подготовлено обоснование со всеми расчетами, и Бурприроднадзор получил в общей сложности около 13 единиц новой техники.